Грибки-убийцы: ВОЗ впервые назвала 19 самых опасных в мире патогенов

Особую тревогу у врачей и ученых вызывают плесень и криптококк

28 октября 2022
Грибки-убийцы: ВОЗ впервые назвала 19 самых опасных в мире патогенов
Shutterstock/Fotodom.ru

Похоже, что Всемирная организация здравоохранения уже готовится к новой пандемии. На днях ведомство опубликовало первый в истории список грибковых патогенов, которые уже сейчас «становятся угрозой для человечества». А значит, требуют к себе особого внимания.

«Приоритетный перечень грибковых патогенов (ППГП) — это результат впервые предпринятой попытки составить систематизированный перечень грибковых патогенов, требующих приоритетного внимания с точки зрения научно-исследовательской работы», — пояснили представители ВОЗ.

Исследователи объясняют: после пандемии covid-19 стало окончательно ясно: именно грибковые патогены представляют собой серьезную угрозу для здоровья, в первую очередь для людей с ослабленной иммунной системой. Опасных грибков все больше, и они все устойчивее к лечению. При этом для большинства из них в принципе не существует способов быстрой диагностики.

Более того, лечить стало сложнее даже банальные кандидоз и молочницу — грибки, вызывающие эти заболевания, научились сопротивляться препаратам.

Ханан Балхи

«Оставаясь до недавнего времени незамеченными в тени пандемии устойчивости бактерий к противомикробным препаратам, грибковые инфекции растут и становятся все более устойчивыми к лекарственным препаратам, что вызывает обеспокоенность общественного здравоохранения во всем мире»

Список поделили на 3 категории — по опасности патогенов и появлению рисков. Тем не менее, в ВОЗ уточнили, что перечень надо интерпретировать с учетом контекста и эндемической обстановки в конкретном регионе.

Критический приоритет

• Cryptococcus neoformans — патоген, который является основной причиной смерти людей с ВИЧ.

• Candida aurais- дрожжевой грибок, вызывает инфекции с высоким уровнем смертности. Самое страшное — больничные вспышки.

• Aspergillus fumigatus — плесень с формирующейся устойчивостью к азольным противогрибковым препаратам. Вызывает легочное заболевание аспаргиллез.

• Candida albicans — грибок, вызывающий молочницу и опасные для жизни инфекции крови.

Высокий приоритет

• Nakaseomyces glabrata (Candida glabrata) — может поражать мочеполовую систему, вызывает системные инфекции.

• Histoplasma — вызывает гистоплазмоз, болезнь в основном поражает легкие.

• Mucorales — возбудитель мукормикоза — «черного грибка».

• Fusarium — у человека может вызвать отравление — фузариотоксикоз.

• Candida tropicalis — распространенный патоген у людей с нейтропенией. Может распространяться через кровоток к периферическим органам.

• Candida parapsilosis — причина сепсиса, а также инфекций ран и тканей у людей с ослабленным иммунитетом.

Средний приоритет

• Scedosporium — вызывает синуситы, пневмонии, остеомиелит, менингит.

• Lomentospora prolificans — «провокатор» широкого спектра инфекций, устойчив к большинству противогрибковых препаратов.

• Coccidioides — возбудитель кокцидиоидомикоза, также известного как лихорадка долины Сан-Хоакин.

• Pichia kudriavzeveii (Candida krusei) — вообще это пищевые дрожжи, но они могут вызвать лекарственную резистентность. Это одна из пяти наиболее распространенных причин клинических дрожжевых инфекций.

• Cryptococcus gattii — способен поражать легкие и мозг человека вплоть до летального исхода.

• Talaromyces marneffei — причина микоза у людей с иммунодефицитом.

• Pneumocystis jirovecii — вызывает пневмонию у людей с иммунодефицитом.

• Paracoccidioides — вызывает паракокцидиоидомикоз (глубокий микоз с поражением кожи и слизистых).