Вспомнили 80 лет спустя: открытый в 1942 году антибиотик может помочь против супермикробов

Возможно, микробиологи нашли путь к избавлению от трудноизлечимых заболеваний

17 мая 2023
PLOS Biology

В последние десятилетия человечество столкнулось с глобальной угрозой — оно бессильно перед лицом все нарастающей устойчивости болезнетворных бактерий к действию даже самых мощных антибиотиков. Такие «неубиваемые» бактерии принято называть супербактериями или супермикробами.

Сейчас ученые активно ищут выход из создавшейся ситуации, и в поисках убийцы супермикробов обращают свое внимание на антибиотики, найденные десятилетия тому назад, но по каким-то причинам оставшиеся невостребованными. Одно из таких соединений — открытый еще в 1942 году стрептотрицин, вещество, вырабатываемое почвенными бактериями. Этот антибиотик способен успешно бороться с грамотрицательными бактериями, среди которых как раз особенно много супермикробов, однако токсичен для человеческих почек, поэтому его благополучно забыли на 80 лет.

Джеймс Кирби из Гарвардского университета и его коллеги, статья которых опубликована в журнале PLOS Biology, выяснили, что стрептотрицин в сущности это не одно, а два вещества, обладающих антибактериальными свойствами, но различающихся в своем действии на клетки почек.

Если один компонент, стрептотрицин D, токсичен, то другой, стрептотрицин F — нет. При этом, как показал эксперименты на лабораторных мышах, он способен эффективно убивать штаммы болезнетворных микробов, устойчивые к многочисленным существующим антибиотикам, почти не нанося вреда организму.

Как именно работает стрептотрицин F, пока неясно. Ученые подозревают, что это вещество воздействует на бактерии не так, как другие антибиотики. Если Кирби и его коллегам удастся в этом разобраться, у человечества, возможно, появятся шансы преодолеть антибиотикоустойчивость бактерий.