Спасет миллионы: найден способ преодолеть устойчивость бактерий к антибиотикам

Это стало возможным благодаря открытию молекул с новым механизмом действия

2 августа 2023
Спасет миллионы: найден способ преодолеть устойчивость бактерий к антибиотикам
Shutterstock/Fotodom.ru

Всемирная организация здравоохранения называет глобальной угрозой всему человечеству все возрастающую способность патогенных микробов не поддаваться действию антибиотиков. Дело в том, что многие популярные антимикробные препараты сейчас далеко не столь эффективны или вообще утратили свою эффективность в отношении некоторых болезнетворных бактерий.

Ученые предупреждают, что мы уже живем в пост-антибиотиковую эру, и если не будут найдены новые подходы к решению этой проблемы, нас ждут весьма печальные перспективы, когда любая бактериальная инфекция будет угрожать жизни.

Группа специалистов из Университета штата Оклахома (США) и Королевского колледжа Лондона (Великобритания), статья которых опубликована в журнале Nature Communications, как раз работает над поиском способов обойти те защитные механизмы, которые вырабатывают бактерии, чтобы устоять перед действием антибиотиков.

Как ученые выяснили ранее, один из таких механизмов — так называемые эффлюксные насосы. Это особые белки, расположенные внутри и снаружи мембран бактериальных клеток. Когда антибиотик проникает в клетки, эффлюксные насосы начинают его оттуда интенсивно откачивать. Таким образом, антибиотик просто не успевает подействовать.

Исследователям удалось найти молекулы с ранее неизвестным механизмом действия, которые обладают способностью ингибировать (блокировать) эффлюксные насосы, тем самым восстанавливая эффективность антибиотиков. Эти молекулы-ингибиторы, как выяснили ученые, работают, как «молекулярные клинья», проникая в область между внутренними и внешними мембранами бактериальных клеток и нарушая обмен сигналами между внутренними и внешними частями эффлюксных насосов.

Ученые рассчитывают, что это открытие позволит разработать новые классы антимикробных препаратов.