Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Рассвет на высоте птичьего полета, ранчо с видом на саванну и райские пляжи: что ждет туристов в Кении, помимо сафари

Кения открыта для российских туристов. Всё, что нужно для путешествия, — оформить визу онлайн и показать отрицательный результат ПЦР-теста по прилете. Корреспондент «Вокруг света» Мария Белоковыльская рассказывает, чем заниматься в одной из самых колоритных стран Восточной Африки

Памятка путешественнику
Кения, Восточная Африка

Время такое же, как и в Москве

Виза оформляется онлайн 

Валюта кенийский шиллинг (1 KES ~ 0,66 руб. в октябре 2021 г.), но везде принимают американские доллары

Рассвет на высоте птичьего полета, ранчо с видом на саванну и райские пляжи: что ждет туристов в Кении, помимо сафари

Крошечная «Сессна» описывает круг и садится посреди выжженной солнцем саванны. Это не вынужденная посадка — так выглядит штатное приземление в кенийском заповеднике Масаи-Мара. Весь аэропорт состоит из посадочной полосы и деревянной беседки с соломенной крышей. Вокруг пасутся зебры и сонные буйволы. В ожидании пассажиров рейнджеры прячутся от жары в своих джипах. Никакого паспортного контроля и таможни — всё это осталось в Найроби. Прибывшие выходят из самолета, пересаживаются в машины и разъезжаются по лоджам — так в Африке называют гостиницы с домиками-бунгало, откуда туристы отправляются на сафари. 

Масаи-Мара — часть экосистемы национального парка Серенгети. Последний находится в соседней Танзании. На языке масаи siringet означает «бесконечные равнины», и это предельно точное описание здешних ландшафтов. Саванна простирается до самого горизонта. Иногда на глаза попадаются рощи акаций, похожих на ядерные грибы.

1 из 6

На протяжении года пейзаж меняется до неузнаваемости: от сочной растительности в «зеленый» сезон до абсолютной пустоши в засушливый. Важная часть экосистемы — река Мара, давшая название заповеднику. На ее берегах туристов ждет нешуточная психологическая встряска: когда реку, кишащую крокодилами, пересекают копытные. Происходит это во время Великой миграции. После окончания сезона дождей (с середины марта по середину мая) огромные стада гну и зебр перемещаются в центральную часть Серенгети в поисках свежих пастбищ. Пройдя через так называемый западный коридор, в середине июля животные оказываются в Масаи-Мара. В этот период у кенийских лоджей самая высокая загрузка: от желающих наблюдать захватывающее зрелище нет отбоя.

Сафари считается удачным, если туристы увидели всю «большую пятерку»: слона, носорога, буйвола, льва и леопарда. Словосочетание Big Five появилось во времена охотничьих сафари, которые сейчас запрещены. Перечисленные виды млекопитающих считались почетными трофеями. Кроме «большой пятерки» в народе существует «уродливая пятерка», в которую определили антилопу гну, бородавочника, гиену, ушастого грифа и марабу. Есть еще «стеснительная пятерка», состоящая из робких трубкозуба, земляного волка, большеухой лисицы, суриката и дикобраза.

1 из 6

Местные рейнджеры часто шутят, что «большую пятерку» давно пора переименовать в «большую шестерку». Номер шесть — масаи, африканское племя, расселившееся по деревням. Много веков назад масаи перебрались сюда из полузасушливой долины Нила к северу от озера Туркана. Кочевые пастухи занимались выпасом крупного рогатого скота. Теперь они еще и развлекают иностранцев, готовых за это платить. Вход в деревню масаи стоит от 15 до 35 долларов с человека. За эти деньги вам споют и станцуют, покажут, как выглядит традиционное жилище и как добывается огонь, а затем непременно предложат купить сувениры. 

1 из 6

Другое популярное развлечение в Масаи-Мара — полет на шаре. Чтобы отправиться в путешествие по воздуху, нужно совершить героический поступок: проснуться в четыре утра. Джип доставляет сонных туристов к месту старта примерно за полчаса до рассвета. Кульминационный момент — пробуждение саванны. Вот купаются в лучах восходящего солнца газели Томпсона, а вот грациозные жирафы, бегущие словно в режиме замедленной съемки.

«Воздушное сафари» кардинально отличается от обычного: позволяет оценить масштабы заповедника и взглянуть на его обитателей под новым углом. После приземления туристов угощают шампанским. Эта традиция появилась еще во времена первых полетов во Франции: пилоты воздушных шаров часто «садились» посреди фермерских полей, а бутылка шампанского была чем-то вроде извинения за доставленные неудобства.

Выйти на плато

Сафари в Масаи-Мара — классический, но далеко не единственный сценарий. Чтобы добраться до Лайкипии, нужно вернуться в Найроби, пересесть на другой самолет и совершить часовой перелет. Лайкипия — это и плато, и название округа, расположенного прямо на экваторе. Плато раскинулось на краю северной границы Кении, от склонов одноименной горы до края Великой рифтовой долины. Здесь также много ранчо и заповедников, а помимо «большой пятерки» можно встретить редких животных вроде зебры Греви, находящейся на грани исчезновения, сетчатого жирафа и диких собак. 

Но, конечно, главный зверь в этих краях — черный носорог. Крупнейшее поголовье подвида во всей Восточной Африке обитает в заповеднике Ол Педжета. Этот заповедник известен еще и тем, что в 2009 году сюда привезли четырех северных белых носорогов. За год до этого международные СМИ облетела новость, что браконьеры убили последних особей, живших в природе. Четверка, доставленная в Ол Педжета, была из числа содержавшихся в неволе, в зоопарках. К 2018-му в Кении остались только две самки, и за отсутствием самцов подвид объявили вымершим. Но ученые решили не сдаваться. В том же году была проведена операция по созданию гибридных яйцеклеток северного и южного белых носорогов. В результате появились два жизнеспособных эмбриона, но эксперимент не удался: обе носорожихи оказались не способны вынашивать потомство. Шанс на спасение появился за много тысяч километров от Ол Педжета, в США. В зоопарке Сан-Диего провели опыт по искусственному оплодотворению находившейся там самки. Родился теленок, и теперь это последняя надежда на то, что животные когда-то снова окажутся в дикой природе. Местные рейнджеры, которые водят экскурсии по Ол Педжета, рассказывают эту историю туристам, чтобы те осознали, насколько хрупка саванна.

Кроме носорогов в Ол-Педжета живут шимпанзе. Правда, уроженцами Кении они не являются. Их естественный ареал простирается от Сенегала до Уганды. Питомник Sweetwaters Chimpanzee Sanctuary в районе Лайкипии появился по инициативе англичанки Джейн Гудолл — ученого-приматолога, командора ордена Британской империи и посла мира ООН. После вспышки гражданской войны в Бурунди она предложила перевезти животных в безопасное место, в Кению. Сейчас на территории Sweetwaters Chimpanzee Sanctuary живут больше трех десятков приматов.

Рассвет на высоте птичьего полета, ранчо с видом на саванну и райские пляжи: что ждет туристов в Кении, помимо сафари

Недалеко от питомника находится лагерь Sweetwaters Serena Camp. Вместо бунгало здесь палатки-тенты (на фото выше), закрывающиеся на обычную молнию. Внутри — кровать, стол, стул, санузел. Аскеза в духе колониального быта. Никаких кодовых замков и ключей. Все друг другу доверяют. Расписание полностью подчинено сафари. Джипы стартуют на рассвете, пока не началась жара и животные не спрятались в буше. В районе обеда туристы возвращаются, а через пару часов снова едут «на охоту» — за впечатлениями. И так каждый день до тех пор, пока на картах памяти фотоаппарата не закончится место. Тогда можно смело собирать чемодан и лететь в другую часть страны — туда, где плещется Индийский океан.  

Следы на песке

В Кении несколько популярных направлений для пляжного отдыха, и все они находятся недалеко от города Момбаса — второго по величине после столицы Найроби. В 30 километрах к югу простирается Диани-Бич — 17-километровый пляж с песком-пудрой и чистейшей лазурной водой. В этом районе отличная инфраструктура: есть рестораны, отели, супермаркеты и несколько торговых центров. Из водных развлечений — прогулки на традиционных рыбацких лодках, снорклинг, дайвинг и экскурсии в морской заповедник Кисити-Мпунгути. 

+5

В районе Диани-Бич проживают не только кенийцы — здесь много иностранцев. Ида Андерссон родом из Швеции, затем переехала в Англию, США и, наконец, Кению. Вместе с мужем Филипом они открыли гостиницу Kinondo Kwetu, переводится как «наш дом». Кинондо — название деревушки, за которой начинается священный лес Кайя. Для представителей народа миджикенда, населяющего эти края, Кайя — сакральное место, где живут души предков. Когда Ида и Филип решили выкупить дом, впоследствии превратившийся в бутик-отель, предыдущий хозяин попросил позаботиться о Кинондо. «Мы начали помогать местной школе, — рассказывает Андерссон. — Доставляли горячие обеды, покупали канцтовары. Потом поняли, что одна из самых серьезных проблем — отсутствие квалифицированной медицинской помощи. До ближайших госпиталей далеко, а у людей нет личного транспорта». Тогда чета Андерссон построила в Кинондо современную больницу. Туристы, которые останавливаются в их отеле, могут прийти туда на экскурсию. А еще им предлагают заглянуть в школу: учителя и дети любят общаться и к гостям относятся очень дружелюбно. 

Ида рассказывает, что пару десятков лет назад Кения была совершенно другой. Диани-Бич считался раем для бэкпекеров — без хороших гостиниц и ресторанов, практически без инфраструктуры. Сейчас ситуация меняется прямо на глазах. «В этой стране каждый найдет то, что ищет, — уверена Андерссон. — Просто некоторые до сих пор не догадываются, как много здесь сокровищ».

Фото: Мария Белоковыльская

Благодарим туроператора WildTrek за помощь в организации поездки.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения