Мрачное прошлое умирающей звезды: у белого карлика разглядели «шрам» от съеденной им планеты

Астрофизики раскрыли одно из «преступлений» объекта WD 0816-310

29 февраля 2024

Картинка сгенерирована нейросетью и не является научным изображением белого карлика WD 0816-310.

Midjourney

Белые карлики — постепенно остывающие и умирающие звезды с массой, сравнимой или превышающей массу Солнца, но по размеру сравнимые с Землей. Астрофизикам было теоретически известно, что, заканчивая свою жизнь, белые карлики могут становиться «каннибалами» — «проглатывать» планеты и астероиды, вращающиеся на их орбите. Однако наглядного подтверждения того, что это происходит на самом деле, до сих пор не было.

Благодаря расположенному в пустыне Атакама на севере Чили Очень Большому Телескопу (Very Large Telescope), принадлежащему Европейской южной обсерватории, астрофизикам впервые удалось обнаружить уникальную отметину, которую оставило в атмосфере умирающего белого карлика его «каннибальское» прошлое, и определить, что ключевую роль в этом процессе играет магнитное поле звезды.

«Шрам», о котором идет речь, представляет собой скопление газообразных металлов в атмосфере белого карлика WD 0816-310 — останков звезды, когда-то более массивной, чем Солнце, но сейчас размером с Землю. Ученые, статья которых опубликована в The Astrophysical Journal Letters, определили, что эти металлы прежде были частью фрагмента планеты, сравнимого или превышающего размеры Весты — одного из самых крупных астероидов Солнечной системы, диаметр которого составляет около 500 километров.

Астрофизики также разобрались, как именно звезда получила свой металлический «шрам». Ученые обратили внимание на то, что оставшиеся от планеты газообразные металлы не размазаны по атмосфере звезды, а сконцентрированы на одном из ее магнитных полюсов. Это позволило сделать вывод, что белый карлик буквально «всосал» планету с помощью своего магнитного поля, которое с тех пор удерживает металлические пары в одном месте.

Когда в белого карлика начнет превращаться наше Солнце и что тогда случится с Землей, Vokrugsveta.ru объяснял здесь.