Два часа в луче «короны»: зонд НАСА впервые промчался сквозь корональный выброс Солнца

Аппарат установил два рекорда и собрал ценную информацию

3 февраля 2023
ZUMA Press, Inc. / Alamy

Американский солнечный зонд Parker Solar впервые пролетел сквозь основание коронального выброса и получил данные о его материи во время одного из сближений аппарата с Солнцем. События произошло 21 ноября 2021 года по земному времени, но результаты открытия были описаны в Astrophysical Journal более года спустя.

В момент сближения Parker Solar находился всего в 14 солнечных радиусах от поверхности светила. Зонд двигался со скоростью 586 864 км/ч и установил сразу два рекорда: по скорости среди созданных человеком объектов и по расстоянию до поверхности Солнца, сообщал ранее портал industrytap.com.

Результаты замеров говорят специалистам о том, что основание выброса солнечной плазмы существенно отличается по свойствам от остальных его частей, сообщают астрофизики.

Цель миссии Parker Solar Probe — подлететь к Солнцу на минимально возможное расстояние в 6 миллионов километров. В итоге работа PSP завершится погружением в раскаленную атмосферу светила. Это должно произойти в середине 2020-х годов, рассчитывают в НАСА.

В агентстве планируют, что аппарат пролетит через корону светила 24 раза, постепенно сближаясь с поверхностью звезды. Parker Solar Probe оборудован тепловым экраном из углепластикового материала толщиной в 11 сантиметров и шириной в несколько метров, который защитит его от уничтожения.

Это сближение зонда с Солнцем было 10-м из 24 запланированных. Аппарат пролетел через основание коронального выброса плазмы и провел внутри него около двух часов. Такие выбросы солнечной материи часто порождают геомагнитные бури, а также представляют угрозу спутникам на орбите Земли.

Ученые обнаружили, что внутри основания выброса почти полностью отсутствуют тяжелые и легкие ионы низких энергий, которые обычно присутствуют в солнечном ветре и в головной части выброса. Кроме того, астрономы не нашли существенных различий в силе, направленности и других свойствах магнитного поля на границе между открытым космосом и основанием выброса.

Пока ученые не готовы объяснить эти аномалии, однако предполагают, что они потенциально связаны с тем, что Parker Solar пролетел лишь по краю основания выброса и не пересек его центральные части.