Возможность путешествовать в XXI веке стала одним из признаков успеха: это красиво, модно, снимает стресс, спасает от выгорания, способствует популярности в соцсетях, дарит массу новых эмоций, формирует новые нейронные связи, помогает увидеть себя с другой стороны. Плюсы поездок в другие города и страны можно перечислять долго. Но бывают и досадные разочарования, когда из-за толп, очередей и взлетевших цен можно не почувствовать ничего из того, что снова и снова заставляет нас отправляться в новые места. Виной тому комплекс причин, которые объединяет понятие сверхтуризм.
Новости, связанные со сверхтуризмом, все чаще появляются в мировой повестке: рестораны в Барселоне массово перестают пускать посетителей-одиночек из-за наплыва иностранцев; в Дубровнике запрещают чемоданы на колесах — слишком шумно, а людей и так пруд пруди; а во Французской Полинезии решили, что туристов не должно быть больше, чем местных жителей.
Что такое сверхтуризм, почему он появился и как могло бы выглядеть решение проблемы, мы поговорили с экспертами.
Обязанность отдыхать
Термин overtourism впервые появился в мировой научной литературе в 1980-х годах. В последние же годы количество внимания к этой теме увеличилось в разы, рассказала порталу Vokrugsveta.ru отельер-практик Наталья Паращенко.
Опросы мировых платформ-агрегаторов в 2021 и 2022 годах показывали: несмотря на некоторое переосмысление путешествий и поездок, в целом путешественники с нетерпением ждали возвращения возможности активно путешествовать и не готовы были отказываться от посещения любимых дестинаций или мест, входящих в список направлений мечты.
Развитие возможностей удаленной работы добавило нагрузки на популярные туристические направления, а также заставило представителей туристической индустрии, органов власти, регулирующих туризм, и научное сообщество вновь вернуться к обсуждению путей разрешения этого в некотором смысле парадоксального явления.
Первые направления, страдающие от слишком большого для них туристического потока, появились в 60–70-х годах XX века. Толчком к туристическому буму стали несколько факторов:
развитие прав сотрудников, закрепление в законодательствах права и даже в какой-то степени обязанности ежегодно уходить в оплачиваемый отпуск;
развитие авиасообщения;
появление турагентств, предлагавших готовое отпускное решение.
Рост доходов, повышение уровня образования, снятие визовых ограничений, развитие лоукостеров, sharing-экономики и экономики впечатлений — причины нового бума, который мы наблюдаем в последние десятилетия.
«Проблема слишком популярных туристических дестинаций не в большом количестве туристов, как может показаться на первый взгляд. Сложность заключается в том, что слава среди туристов со временем меняет всю экономическую модель местности», — рассуждает Наталья Паращенко.
Как сверхтуризм меняет территории
Повышенный спрос становится причиной роста цен сначала на размещение, далее начинает расти стоимость прочих услуг, которые прямым или косвенным образом обслуживают туристическую инфраструктуру, это провоцирует отъезд местных жителей, которые более не могут позволить себе такую стоимость жизни. Отъезд коренного населения, носителей «культурного кода» местности приводит в конечном счете к тому, что дестинация теряет свою уникальность, ту самую изюминку, прочувствовать которую так стремились туристы, объясняет эксперт.
На этом этапе туристический поток в некогда популярное направление начинает снижаться и местность неизбежно встает перед проблемой переосмысления, поиска новых ценностей, «фишек», причин оставаться в топе. Этот цикл неизбежно проходит любое популярное направление, и Россия не исключение: некоторые места в нашей стране только входят в стадию активного развития туризма, в то время как другие уже задумываются над сменой позиционирования и привлечением новой аудитории, резюмирует Наталья Паращенко.
Смотреть на восток
Если говорить о перегруженности российских курортов, первым делом на ум приходит Сочи. Сейчас туристический кластер, включающий побережье и горы, испытывает колоссальную нагрузку.
«Я живу и работаю в Сочи уже больше десяти лет, и каждый год количество туристов только растет, — рассказал Vokrugsveta.ru генеральный менеджер отеля «Грин Флоу» на курорте «Роза Хутор» Дмитрий Шацкий. После Олимпиады в 2014 году горный кластер Красной Поляны буквально пустовал, средняя загрузка по курорту составляла 30–40% в летнее время. На сегодняшний день загрузка летом — в среднем 80–95%. Сложно попасть в хороший ресторан без бронирования, заведения постоянно перегружены. Путь из центрального района Сочи до Красной Поляны на автомобиле еще несколько лет назад занимал час, а сейчас в разгар сезона эта дорога растягивается на два-три часа из-за напряженного трафика.
Я уверен, необходимо развивать новые туристические направления и курорты, которые на данный момент не так популярны. В частности, в нашей стране есть масса прекрасных мест, например, Камчатка, Байкал, Карелия. Несмотря на то, что некоторые наши соотечественники уже бывали в этих местах, популярность и загрузка там сильно ниже, чем, например, в Сочи или Санкт-Петербурге.
Чтобы гостям стало интересно и комфортно приезжать на Дальний Восток и в другие «места силы», необходимо системно подходить к развитию новых регионов: развивать не только номерной фонд, но и экскурсионные возможности, сервисы аренды, HoReCa, а также обеспечивать транспортную доступность».
Снижается качество отдыха
Среди российских курортов, страдающих от сверхтуризма, в первую очередь, можно назвать Сочи, считает Моисей Фурщик, управляющий партнер компании «Финансовый и организационный консалтинг».
«А еще накладывается заметный и устойчивый рост популярности горнолыжного спорта в России. В результате сильно увеличиваются очереди на подъемники, что значительно снижает привлекательность такого отдыха. Конечно, лучшим решением тут является развитие соответствующей инфраструктуры, но это невозможно сделать быстро», — полагает эксперт.
Менее очевидная ситуация, касающаяся сверхтуризма — это особые природные территории. Прежде всего, Камчатка, Байкал и Алтай. Тут возможности приема отдыхающих жестко ограничены экологическими факторами, так как в случае переполнения можно нанести непоправимый урон уникальной природе. Пока в этом сегменте риски являются скорее потенциальными, чем реальными. Но готовиться надо уже сейчас. В частности, правильно рассчитывать экологическую емкость территории и четко регулировать ограничения на доступ и строительство, заключил Моисей Фурщик.
Запрещать и ограничивать — мало
Причин у сверхтуризма много, но и решать проблему тоже следует комплексно, говорит генеральный директор Tvil.ru Алексей Черепахин. В Европе, например, в некоторых городах вводят туристические налоги, помогающие туристической инфраструктуре и регулирующие турпоток.
Если речь идет о природных памятниках, поток туристов тоже ограничивают. В некоторых случаях территории закрывают на время, чтобы дать природе восстановиться. Но только запрещать и ограничивать — мало.
«Следует развивать инфраструктуру, снижая туристическую нагрузку на местность, например, обеспечивая возможность вывоза мусора из природных зон. Предлагать альтернативы — например, рекламировать и продвигать какие-то другие регионы, чтобы количество туристов распределялось по региону более равномерно. Можно развивать туризм в каком-то популярном месте в межсезонье», — приводит примеры эксперт.
Для России проблема сверхтуризма тоже актуальна. Еще в допандемийный 2019 год Кремль, Эрмитаж и Екатерининский дворец с трудом справлялись с увеличившимся туристическим потоком. А в 2021 и 2022 годах наблюдался резкий взрывной рост внутреннего туризма, естественно, увеличившего нагрузку на туристические объекты. 2023-й тоже отмечен увеличением туристического потока.
Согласно аналитическим данным Tvil.ru, популярность такого курорта, как Сочи, по сравнению с 2022 годом выросла почти в два раза — на 190%. На втором месте по росту турпотока Геленджик — курорт, востребованность которого увеличилась на 135%, на третьем — Анапа, 90-процентный рост. Заметный рост востребованности — 55% — мы наблюдаем в таком направлении, как Ейск. А всего число бронирований российских курортов на лето в 2023 году выросло на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
«Естественно, при такой загрузке отмечаются определенные проблемы. Например, еще в июле на центральных пляжах Анапы и Геленджика не хватало мест для всех желающих, некоторые даже загорали стоя, как сообщают нам фото из соцсетей. Естественно, такие фото и отзывы снижают имидж курорта, возможно туристы будут искать альтернативу — поедут в Абхазию, в Калининградскую область, к другим точкам притяжения», — заключил Алексей Черепахин.
Упущенные возможности
«Из-за овертуризма у многих местных жителей могут появиться проблемы с жильем, возможна джентрификация отдельных районов, где из-за онлайн-площадок для размещения коренному населению будет все труднее снять жилье и придется ютиться в маленьких переполненных квартирах, — обращает внимание управляющий партнер и основатель компании «Премьер Туризм» Камила Велибекова. — Сверхтуризм может стать угрозой для экономики и привести к неравномерному распределению доходов, в таких местах быстрее будут истощаться природные ресурсы.
Имидж и привлекательность страны из-за перегруженности туристами также могут пострадать, это приведет к упущенным возможностям, иностранные гости откажутся от этих направлений в пользу других мест.
Решение проблемы в том, чтобы регулировать работу местных предприятий, которые извлекают выгоду из туризма, и онлайн-площадок для размещения и поиска краткосрочной аренды. Также, на мой взгляд, отличной идеей будет введение ограничений на количество посетителей в самых популярных местах.
Если рассуждать с точки зрения туриста, можно рассмотреть для себя отдых в межсезонье: будет меньше отдыхающих, сниженные цены на проживание и перелет. Другой вариант — путешествия по непопулярным маршрутам».
А вы готовы сменить планы на отпуск, если в привычном месте станет слишком много туристов?
- 62.7%156Да, стану ездить на другие курорты или в другой сезон.
- 4.8%12Нет, если мне там хорошо, ничто не нарушит мой отдых!
- 32.5%81Стараюсь не ездить в одно место дважды.