На ферме мозги ни к чему: чем вновь одичавшие норки удивили биологов

Заморские зверьки в Европе оперативно приспособились к новой вольной жизни

12 июля 2023
На ферме мозги ни к чему: чем вновь одичавшие норки удивили биологов
blickwinkel / Legion Media

У всех некогда одомашненных человеком животных есть родственники в дикой природе, при этом они сильно отличаются друг от друга. И одно из таких отличий, которое считается неизменным, — размер мозга: у домашних он меньше, чем у вольных сородичей и их общих предков. Однако исследователи из Института поведения животных Макса Планка недавно обнаружили, что сбежавшие с ферм на волю американские норки, пожив в дикой природе, смогли восстановить прежний размер мозга. То есть так называемый эффект одомашнивания обратим.

До сих пор считалось, что уменьшение мозга у животных в процессе эволюции или одомашнивания/разведения на фермах — односторонний процесс. И что животные никогда не возвращаются к размерам и формам предков, даже если снова окажутся в дикой среде и будут жить там поколениями. По словам экспертов, изучить этот вопрос всегда было сложно — для этого нужно было найти «идеальное животное». У него должны быть отдельные дикие и домашние популяции, которые не смешиваются, и достаточно данных об измерении мозга и черепа у предков и современных особей.

Другими словами, говорят авторы, «нам нужна была американская норка». История этих зверьков идеальна для данного исследования. Есть популяция родом из Северной Америки (дикие предки), которую около века назад завезли в Европу и одомашнили для пушного звероводства на фермах (домашние). И есть животные, которые сбежали на волю и распространились по Европе, образовав дикие популяции уже там (снова дикие).

Таким образом, норки, обеспечили команду исследователей тремя разделенными популяциями, а музеи и фермы — достаточным количеством черепов животных для измерений. Коллекция музея Корнеллского университета (США) предоставила черепа диких американских норок, европейские зверофермы — одомашненных, а в Польском центре исследования млекопитающих оказалось достаточное количество черепов, полученных от программы уничтожения дикой норки, ставшей инвазивным видом в Европе.

Измерения подтвердили, что мозг норок, выращенных на фермах, в ходе разведения уменьшился на 25% по сравнению с дикими предками из Америки. Однако у диких норок в Европе он почти полностью вернулся к прежним размерам за 50 поколений жизни на воле. Результаты опубликованы в журнале Royal Society Open Science

Дина Дехманн

«В то время как другие одомашненные животные, по-видимому, постоянно теряют размер мозга, вполне возможно, что норки могут восстановить размеры мозга своих предков, потому что в их систему встроен гибкий размер мозга».

Доктор Дехманн с коллегами ранее обнаруживали у землероек, кротов, ласок феномен Денеля: у животного перед зимовкой уменьшается размер жизненно важных органов (мозга, сердца, легких), а весной снова увеличивается. Это помогает им пережить суровые условия. Такие сезонные изменения свойственны и норкам. По мнению авторов, именно этой гибкостью и обусловлена обратимость процессов с мозгом при одомашнивании и одичании.

Ученые отмечают, что при возвращении в дикую природу норке, очевидно, понадобился мозг, способный полностью справляться с более тяжелыми условиями жизни.