Маленькая, но горная птичка: зачем ученые переселили колибри и что из этого вышло

Крылатые аборигены Нового Света не вынесут перемен

30 мая 2022
Jennifer Bosvert / Alamy

Изменение климата иногда буквально загоняет виды на гору. Орнитологи из США задались вопросом, смогут ли птицы жить выше привычной среды обитания. Для исследования выбрали вид колибри Калипта Анны, которым уже не раз приходилось «переезжать» на более высокий этаж биосферы.

Калипты Анны неоднократно искали для себя новый дом из-за повышения температуры на старых местах, сегодня они распространены на высотах от 10 до 2800 метров. Чтобы понять, где предел их возможностей, ученые подняли 26 испытуемых птиц на 1200 метров над их текущей высотой обитания.

Две проблемы, с которыми животные сталкиваются на возвышенностях, это холод и разреженный воздух. У колибри измеряли скорость метаболизма, реакцию на температуру и нехватку кислорода. Среди методов исследования, были, например, специальные воронки с сиропом: когда птицы ели из них, ученые получали данные, сколько кислорода потребляется в этот момент.

Во время сна у колибри замеряли производство углекислого газа, что также характеризует обмен веществ. Из-за похолодания они впадали в оцепенение на 87,5% времени ночи вместо обычных 70%. Таким образом крошечные существа берегли энергию, замедляя свой метаболизм на 37%.

Michael Greenfelder / Alamy

Это наблюдалось у всех особей, независимо от того, с какой высоты их переселили. Различия тоже были: у тех птиц, кто изначально обитал на бо́льших высотах, изменился объем сердца. По словам ученых, сердца у них стали крупнее, видимо, для улучшения циркуляции крови по всему организму. Это пластическая реакция на нехватку кислорода.

Результаты исследования показали, что колибри, обычно ведущие энергичный образ жизни, значительно снижали активность, летали реже и меньше по продолжительности. Несмотря на способность вида справляться с тяжелыми условиями, холод и атмосферное давление на возвышенностях будут им не по силам, считают авторы исследования.

По мнению ученых, либо эта адаптация должна стать очень медленной и постепенной, либо колибри могут выбрать еще один путь в поисках нового дома и бегства от потепления. Сменить не высоту, а широту — и двинуться на север.

Исследование опубликовано в Journal of experimental biology.