Цивилизации крепли, а мозг усыхал? Ученые раскритиковали гипотезу о размерах главного органа

Антропологи подвергли сомнению предположение, что за 30 тысяч лет человеческий мозг стал меньше

8 августа 2022
Orlando Florin Rosu / Alamy

В прошлом году антропологи из Дартмутского колледжа выступили с сенсационным заявлением о том, что человеческий мозг уменьшился в размерах примерно 3000 лет назад. А до этого увеличение размеров мозга происходило в два этапа — 2,1 миллиона лет и 1,5 миллиона лет назад. Ученые выдвинули гипотезу, согласно которой это произошло на фоне изменения структуры общества. Свои выводы ученые подкрепили знаниями о колониях муравьев.

Но могло ли случиться так, что в эпоху становления великих империй и изобретения китайской письменности мозг человека стал стремительно уменьшатся? Такое сомнение закралось в умы ученых из Невадского университета в Лас-Вегасе (UNLV), которая решила перепроверить сенсационные выводы коллег.

По мнению антропологов Брайана Виллмора (UNLV) и Марка Грабовски из Ливерпульского университета Джона Мура, такой значительный физиологический апгрейд, как уменьшение мозга, не мог произойти за столь короткий период времени. Особенно, если учитывать, что в эту эпоху на планете происходили такие события, как появление Нового царства в Египте, Троянская война, возникновение цивилизации ольмеков, развитие китайской письменности и многое другое.

Ученые повторно изучили набор данных доктора Джереми Де Сильва и других исследователей и обнаружили, что объем человеческого мозга не мог измениться ни за 30 тысяч лет, ни даже за 300 тысяч лет.

Брайан Виллмор

«Основываясь на этом наборе данных, мы не можем подтвердить, что у современных людей с момента возникновения происходили какие-то изменения размеров мозга».

Новое исследование поставило под сомнение и несколько гипотез, которые были получены в прошлом году путем анализа почти 1000 ранних человеческих ископаемых и музейных образцов.

Так, команда UNLV сообщила о том, что рост сельского хозяйства и развитие сложных обществ происходили в разное время по всему миру, а это означает, что изменения размеров мозга также должны были происходить у различных популяций неравномерно.

Кроме того, в предыдущей работе ученые нашли искажение данных: возраст более половины из почти тысячи черепов — около сотни лет, хотя исследователи анализируют 9,8-миллионный промежуток времени.

Материалы исследования опубликованы в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.