Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Хронограмма: как наземный транспорт становился все быстрее и быстрее

Многие тысячелетия технологическое развитие шло с гиперболическим постоянным ускорением. Какие вехи преодолело человечество, чтобы достичь нынешних скоростей?

16 октября 2022

Двухколесная повозка

3500–3000 гг. до н. э.

Есть предположения, что первые повозки строили кочевые племена на территории современных России, Украины и Казахстана.
Скорость — до 10 км/ч.

Хронограмма: как наземный транспорт становился все быстрее и быстрее
Двухколесная повозка

Колесница

2000–1650 гг. до н. э.

Колесницы стали первыми строить египтяне. Для изготовления использовали ясень, вяз, сосну, которые не росли в Египте.
Максимальная скорость — 40 км/ч.

Хронограмма: как наземный транспорт становился все быстрее и быстрее
Колесница
Источник:
OSAMA SHUKIR MUHAMMED AMIN

Паровоз

1804 г.

Первый паровоз британского изобретателя Ричарда Тревитика перевез 5 вагонов и 70 человек. Он проехал 15,5 км за 4 ч.
Средняя скорость — 8 км/ч (паровоза Liner Clas в 1934 г. — 202 км/ч)

Хронограмма: как наземный транспорт становился все быстрее и быстрее
Паровоз

Метрополитен

1863 г.

Электрические локомотивы в лондонском метро заменили паровозы.
Средняя скорость — 12 км/ч (максимальная скорость современного поезда в метро — 96 км/ч).

Хронограмма: как наземный транспорт становился все быстрее и быстрее
Метрополитен Лондона

Мотоцикл

1885 г.

Первый мотоцикл Daimler Reitwagen, собранный в Германии, был на деревянной раме с деревянными колесами.
Скорость — 12 км/ч (современные гоночные мотоциклы — до 350 км/ч).

Хронограмма: как наземный транспорт становился все быстрее и быстрее
Мотоцикл Daimler Reitwagen

Трамвай

1881 г.

В некоторых городах мира, например, в Волгограде, трамваи ездят и по земле, и под землей.
Скорость первых немецких трамваев Siemens — 30 км/ч (максимальная скорость современных — 120 км/ч).

Хронограмма: как наземный транспорт становился все быстрее и быстрее
Трамвай Siemens

Автомобиль

1886 г.

Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания создал немец Карл Бенц, основавший компанию Mercedes-Benz.
Скорость — 16 км/ч, а рекорд самого быстрого автомобиля — 1228 км/ч (1997 г.).

Хронограмма: как наземный транспорт становился все быстрее и быстрее
Автомобиль Mercedes-Benz
Источник:
Mercedes-Benz AG

Дирижабль

1900 г.

Первый дирижабль находился в воздухе над Германией 18 минут. Корпус из алюминия был обтянут хлопчатобумажной тканью. Мощность двигателя 14,7 лошадиные силы.
Скорость первого Цеппелина — 21 км/ч (у современных — 150 км/ч).

Хронограмма: как наземный транспорт становился все быстрее и быстрее
Дирижабль

Электропоезд

1903 г.

Электровозы на долгое время уступили место тепловозам на дизельном топливе — те оказались дешевле в производстве.
Скорость экспериментальной модели Siemens & Halske — 206 км/ч.

Хронограмма: как наземный транспорт становился все быстрее и быстрее
Электропоезд Siemens & Halske
Источник:
Siemens AG

Скоростной электропоезд

1964 г.

Название первого японского электропоезда «Синкансэна» в переводе — «новая магистраль». До их появления дороги в Японии были узкоколейными (1067 мм). Для «Синкансэна» построили новые — (1435 мм).
Скорость первого «Синкансэна» — 210 км/ч. (современные — до 325 км/ч).

Хронограмма: как наземный транспорт становился все быстрее и быстрее
Японский электропоезд «Синкансэн»

Пассажирский сверхзвуковой самолет

1968 г.

Советский Ту-144 запустили на два месяца раньше, чем англофранцузский Concord. Обе модели ждала серия катастроф и снятие с производства.
Скорость — 2300 км/ч.

Хронограмма: как наземный транспорт становился все быстрее и быстрее
Пассажирский сверхзвуковой самолет

Поезд на магнитной подушке

2021 г.

Состав левитирует благодаря магнитному полю. Это самый быстрый общественный транспорт. Китайский состав развивает скорость до 600 км/ч.

Хронограмма: как наземный транспорт становился все быстрее и быстрее
Поезд на магнитной подушке

ФОТО: WELLCOME COLLECTION; OSAMA SHUKIR MUHAMMED AMIN; MEDIAPORTAL DAIMLER AG; ARCHIV DER LUFTSCHIFFBAU ZEPPELIN GMBH; SIEMENS AG; V&A COLLECTIONS; JNR / JR CENTRAL / JR WEST; NASA; ZHANG JINGGANG / IMAGINECHINA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, октябрь 2022

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения