Небольшой остров Мэн, лежащий между Ирландией и Британией, известен любителям быстрой езды как место, где на многих дорогах нет ограничения скорости. Поклонники автоспорта знают, что на острове регулярно проходят престижные мотоциклетные гонки Isle of Man TT, а многие слышали про мэнскую породу бесхвостых кошек. Но остров Мэн также можно назвать подлинным заповедником общественного транспорта. 

В конце XIX века на Мэне, который относится к коронным владениям Великобритании, появились железная дорога, две трамвайные линии и конка. Спустя сто с лишним лет весь этот транспорт продолжает работать и сохранился практически в первозданном виде.

Фото №1 - Паровозом, трамваем, конкой: аутентичный транспорт острова Мэн
Трамвай едет по восточному побережью острова Мэн
Фото
robertharding / Alamy

Остров трамваев

Трамвайное движение на Мэне открылось в 1893 году, а через шесть лет линия приняла свой нынешний облик, связав столицу острова, город Дуглас, с городом Рамси. Общая протяженность узкоколейной ветки составляет 27 километров. Несмотря на преклонный возраст, ее по-прежнему обслуживают оригинальные вагоны, самый молодой из которых был выпущен в 1906 году. Два трамвая, вошедшие в строй в год запуска линии, считаются самыми старыми в мире среди находящихся в эксплуатации.

С годами трамвай на Мэне утратил былую популярность, став туристической достопримечательностью, но и в XXI веке он остается важной частью транспортной системы острова.

В 1895 году на Мэне появилась железнодорожная ветка, ведущая из города Лакси на вершину самой высокой на острове горы Снейфелл (621 метр над уровнем моря), с которой открывается живописный вид на Мэн, а в ясную погоду — на Ирландию и Британию.

Снейфеллская горная железная дорога проектировалась для паровозов, но в итоге была электрифицирована, и с первого дня работы ее обслуживали специальные трамвайные вагоны. Восьмикилометровая линия используется только летом и только в туристических целях, а на отдельных ее участках установлен третий рельс, который помогает трамваям при торможении. Как и на главной трамвайной линии, к которой Снейфеллская горная железная дорога примыкает в Лакси, на ней до сих пор используются оригинальные вагоны конца XIX века, прошедшие небольшую модернизацию.

Паровозы Мэна

Эта 25-километровая железная дорога, соединяющая Дуглас с расположенным на юге острова Мэн городом Порт-Эрин с 1874 года, остается единственной на острове после закрытия других веток в середине XX века. От этой печальной участи ее спасла национализация, и сейчас действующая паровая железная дорога — одна из главных достопримечательностей Мэна.

Фото №8 - Паровозом, трамваем, конкой: аутентичный транспорт острова Мэн
Паровоз на вокзале Дугласа
Фото
BRIAN POLLARD / Alamy

Поездка по узкоколейной дороге из конца в конец занимает около часа. Для перевозки пассажиров по ней используются аутентичные вагоны и несколько паровозов, выпущенных с 1905 по 1926 год, а единственным неудобством для путешествующих по ней туристов можно назвать паровозную копоть, но этот недостаток с лихвой компенсируется открывающимися из окна видами, которые не уступают таковым из окна мэнских трамваев.

По Дугласу на конке

Список необычных видов общественного транспорта Мэна замыкает конка. Конный трамвай появился в Дугласе в 1876 году. Линия протяженностью около трех километров проходит вдоль променада Дугласа и заодно соединяет городской железнодорожный вокзал с конечной станцией трамвайной линии. С 1927 года конный трамвай Дугласа работает только в теплое время года и остается одной из немногих действующих линий конки в мире.

Фото №15 - Паровозом, трамваем, конкой: аутентичный транспорт острова Мэн
Конный трамвай едет по променаду Дугласа
Фото
Ian Pilbeam / Alamy

Для перевозки пассажиров используются вагоны, построенные с 1888 по 1913 год и крупные лошади-тяжеловозы.

Судьба конного трамвая на Мэне остается под вопросом

В 2016 году власти объявили о закрытии конного трамвая Дугласа из-за его убыточности, однако это решение вызвало недовольство у жителей острова, которые выступили за сохранение исторической линии. В итоге конка продолжила работу до 2018 года. В связи с начавшимися в 2019 году работами по реконструкции променада и пандемией коронавируса работа конки приостановлена на неопределенный срок.