Неудивительно, что сейчас у людей нет желания создавать новую моду, если для вдохновения можно по-прежнему разгребать и комбинировать идеи и вещи, рожденные в прошлом столетии.
1920-е
Эра джаза
Период между войнами не зря называют «ревущими двадцатыми». В сочетании с экономическим бумом появился культ расточительности и экстравагантных вечеринок. Мужской костюм стал более свободным и элегантным: пиджаки подчеркивали талию, все больше в обиход входили спортивные куртки, кардиганы и свитера.
Классические котелки и цилиндры в повседневной жизни сменили на фетровые шляпы, соломенные панамы и кепки. А наручные часы уверенно потеснили карманные, особенно в женской моде, где произошли наиболее радикальные перемены. Появились платья свободного кроя длиной миди, дополненные фривольными оборками и яркими украшениями в стиле ар-деко. Именно тогда Шанель представила свое маленькое черное платье.
1930-е
Большие скорости
После экономической рецессии в Европе и США интерес к прожиганию жизни поутих, в моду вошла практичность. Наибольший отпечаток на нее наложил бум автомобильной и авиационной промышленности. Появились специальные часы, сделанные для авиаторов и водителей, — с крупным наглядным циферблатом и ремешком, который можно было надеть поверх рукава. В моду все больше входили практичные брюки и комбинезоны из холстины и денима и кожаные куртки.
1950-е
Новая роскошь
Мода после Второй мировой войны разделилась на две противоположные тенденции. С одной стороны, тоска по роскоши и беззаботности начала века привела к возрождению старомодной элегантности. Кристиан Диор придумал женственный фасон платьев, который назвал New Look.
В мужскую моду проник новый эдвардианский стиль — расклешенные пиджаки, естественная линия плеч, подчеркнутая талия, узкие рукава и прямые брюки. Часы превратились в элегантные «гражданские» хронометры, чаще всего в золотом корпусе. С другой стороны, стали появляться первые протестные молодежные течения в моде, футболки, джинсы, длинные волосы, зато постепенно исчезали шляпы и нижние майки под рубашками.
1960-е
Манифест личности
Пожалуй, ни одно десятилетие не повлияло на современный мир так, как эпоха 1960-х, включая моду. Символом этого периода стала мини-юбка, созданная британкой Мэри Куант (не более 4 дюймов ниже бедер), которая окончательно утвердила женскую свободу и сексуальность.
Также можно вспомнить и высокую прическу «бабетта» Брижитт Бардо, брюки капри и балетки Одри Хепбёрн, водолазки, черные очки и береты битников. Наконец, в 1960-х был снят запрет находиться на общественных пляжах в купальниках бикини. А после выхода оскароносного фильма «В мире безмолвия» по книге Жака Ива Кусто в моду вошел любительский дайвинг и все связанные с ним аксессуары.
1970-е
Цвет и свобода
После мини и геометрических линий в моду пришли свободная одежда и яркий цветочный узор. Юбки, платья и брюки отличались широким клешем и ниспадающими складками, пиджаки — огромными лацканами. Туфли «пересели» на высокую платформу. Благодаря музыкальному стилю диско в моду вернулись мужские жилеты.
Популярностью стали пользоваться синтетические материалы: нейлон, эластан и пластик. Они позволяли создавать немнущуюся цветную одежду и яркие дешевые аксессуары. За ними следовали и часы, дизайн которых после изобретения кварцевого механизма стал смелее, а сами часы намного доступнее.
1980-е
Костюм власти
Пока в моде доживали последние отголоски течений 1970-х — диско, рок, хиппи и панк, — экономический подъем привел к появлению нового образа жизни: открытой демонстрации успеха. Непременным атрибутом делового женского гардероба стал геометрический яркий пиджак с широкими подбитыми плечами, так называемый костюм власти.
Вечерние наряды ослепляли обилием люрекса на ткани и блеском драгоценностей. Эталоном мужского стиля образ Джеймса Сонни Крокетта из сериала «Полиция Майами: Отдел нравов»: пиджак от «Армани» с закатанными рукавами, не скрывавшими массивные золотые часы на браслете.
1990-е
Деконструкция
Последнее десятилетие ХХ века стало эпохой расцвета поп-культуры, которая перемешала все стили столетия. Маленькие сумочки-клатчи соседствовали с джинсовыми куртками, бальные платья — с панковскими шипами, а туфли на платформе — с армейскими брюками. Впервые спортивная и домашняя одежда стала не просто повседневной, а модной. Это обусловило массовое увлечение крупными принтами, надписями и рисунками, а также всевозможными значками на одежде.
В 1990-е аксессуары и фирменные лейблы стали более значимыми, чем сама одежда, они буквально сигнализировали социальной группе о финансовом статусе владельца. Одновременно с этим впервые как равноправное движение заявила о себе антимода — подчеркнутое пренебрежение массовым стилем.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, март 2022