Сколько человек нужно, чтобы безопасно вести машину? В эпоху паровых автомобилей считали, что не меньше трех

Пешеходная зона

Фото №1 - ПДД для колесниц: история колесного транспорта

Первые тротуары известны с начала 2-го тысячелетия до н. э. Мощенные камнем дороги того времени с тротуарами найдены в городище Кюльтепе на территории Турции.

Рим для пешеходов

Юлий Цезарь запретил проезд по Риму частного колесного транспорта в дневные часы. Гражданам приходилось добираться до границ города пешком или в паланкине и только там пересаживаться в колесницы.

Под одну гребенку

Фото №2 - ПДД для колесниц: история колесного транспорта
Модель колесницы. Китай. III век до н. э.

В конце III века до н. э. китайский император Цинь Шихуанди повелел прокладывать в государстве дороги установленной ширины и изготавливать транспортные средства с одинаковой длиной оси.

Королевская воля

Фото №3 - ПДД для колесниц: история колесного транспорта

По указу короля Педро II от 1686 года на улицах Лиссабона появились таблички, регулирующие проезд транспорта, предшественники знаков приоритета. Одна такая сохранилась до наших дней на улице Сальвадор.

Стритрейсеры на санях

В январе 1683 года в Русском государстве от имени Ивана V и Петра I был издан указ, запрещающий москвичам ездить на санях «небрежно», управлять ими без извозчика и бить кнутом пешеходов. В указе от 1732 года дочь Ивана V, императрица Анна Иоанновна, в качестве крайней меры грозила смертной казнью дерзнувшим «резво и несмирно ездить» и «плетьми кого бить, и санями и лошадьми давить».

«Закон красного флага»

Фото №4 - ПДД для колесниц: история колесного транспорта
Британская паровая пожарная машина. 1867 год

В 1865 году в Великобритании приняли закон, по которому самоходные машины могли ездить не быстрее 3,2 км/ч по городу и 6,4 км/ч за его пределами, а их экипаж должен был состоять из трех человек. Один рулил, второй следил за топливом, третий шел на расстоянии 55 м перед машиной с красным флагом в руках, предупреждая окружающих об опасности.

Берегись велосипеда

Фото №5 - ПДД для колесниц: история колесного транспорта
Велосипед 1898 года

В разных странах пытались «пронумеровать» и велосипеды. Так, в 1894 году в Москве циклистов, как тогда называли владельцев такого транспорта, обязали получать именное разрешение на езду и номерные знаки для велосипедов, устанавливать на них звонки и фонари.

Фото №6 - ПДД для колесниц: история колесного транспорта
Британское издание Правил дорожного движения. Около 1978 года

Мировой стандарт

8 ноября 1968 года — ключевая дата в истории правил дорожного движения. Тогда в ходе конференции ЕЭК ООН в Вене представители 32 стран подписали Конвенцию о дорожном движении, договорившись о проезде по их территории на частном транспорте, о терминах, общих стандартах правил и водительских удостоверений. Венская конвенция с некоторыми поправками действует по сей день.

Вот это номер

Впервые в мире обязательные номерные знаки автомобилям стали присваивать в Париже в 1893 году. На табличке указывали номер, состоявший только из цифр, а также имя и адрес владельца машины.

Фото №7 - ПДД для колесниц: история колесного транспорта

Система знаков

Первую унифицированную международную систему дорожных знаков учредили в 1909 году на конференции в Париже представители 16 европейских государств (в том числе Российская империя). Согласовали четыре пиктограммы: обозначения железнодорожного переезда, перекрестка, неровной дороги и опасного поворота.

Фото №8 - ПДД для колесниц: история колесного транспорта
Полицейская инструкция о первом в мире светофоре. 1868 год

Ручное управление

Первый в мире светофор поставили в 1868 году возле здания парламента в Лондоне. Им управлял полисмен, ночью подавая сигналы газовым фонарем, днем — семафорными крыльями. Меньше чем через месяц светофор взорвался. Более надежные электрические светофоры появились в 1910-е годы в США.

Фото: DIOMEDIA (X3), CORREIAPM, ALAMY (X3), MARYEVANS / LEGION-MEDIA , ANNA MALOVERJAN / ФОТОБАНК ЛОРИ

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2017