Как порошковый суп: в Японии предложили новый способ хранения генетического материала

Успех ученых может стать мощным прорывом в генетике

7 июля 2022
blickwinkel / Alamy

Сублимированные продукты давно стали для нас обыденностью. Если у вас в кухонном шкафчике стоит растворимый кофе, то он с большой долей вероятности сублимированный. Чаще всего сублимацию используют для длительного хранения фруктов и ягод. Но в Японии нашли методу нестандартное применение — там предлагают по-особому высушивать и замораживать генетический материал для последующего клонирования.

Ученые из Университета Яманаси (Япония) считают: в отличие от традиционной заморозки с помощью жидкого азота, этот метод более доступен и безопасен.

В процессе лиофилизации вещество высушивают и замораживают, а потом помещают в вакуумную камеру под высоким давлением. В отличие от манипуляций с жидким азотом, процесс происходит без образования крупных кристаллов, разрушающих клеточные структуры. Под высоким давлением жидкость моментально преобразуется в газ, который затем откачивают. Процедуру повторяют несколько раз, пока вещество не станет легким и хрупким.

Ранее ученые применяли лиофизацию для хранения сперматозоидов на срок до года в лаборатории и до пяти лет — на МКС. В обоих случаях биоматериал дал жизнеспособное потомство, но процесс однозначно стоило дорабатывать.

Для полноценного клонирования животных ученым нужно сохранить не только репродуктивные клетки, но и эмбриональные.

Новые попытки предприняли японские исследователи: они высушили эмбриональные клетки мышей и заморозили их при -30 градусах на девять месяцев. Несмотря на гибель большинства клеток и существенное повреждение ДНК, ученым все же удалось сохранить некоторые клетки и вырастить клоны

Пока процесс сопряжен со сложностями и вероятность ошибок очень велика. Но ученые намерены улучшить технологию. Успех может привести к прорыву в сохранении генетического материала и даже к «воскрешению» исчезнувших видов.

Ранее австралийские генетики сообщили о планах возродить вымершего хищника. Недавно ученые объяснили, почему получить оригинал исчезнувших видов скоро будет невозможно.

По материалам, опубликованным на портале Science Alert.