Крысы с острова Рождества украли надежду воскресить вымерших животных

Ученые выяснили: даже при редактировании генома будет получаться гибрид вымершего вида с живым

12 марта 2022
Крысы с острова Рождества украли надежду воскресить вымерших животных
Prisma by Dukas Presseagentur GmbH / Alamy

Работа генетиков по воссозданию вымерших животных — это игра с неизвестными переменными, говорится в статье в Current Biology. При секвенировании (исследовании) генома вымершего вида ученые вынуждены иметь дело с поврежденной ДНК — всей нужной информации для воссоздания вида попросту нет.

Однако генетикам из Копенгагенского университета недавно повезло. Датчанам удалось получить практически не поврежденную ДНК крыс с острова Рождества, вымерших около ста двадцати лет назад.

Более того, ученые выяснили, что геном вымершего грызуна на 95% совпадает с данными ныне обитающего на Земле вида — норвежской крысы. Ее ДНК использовали для сопоставления.

Технология такова: несовпадающие части восстанавливают с помощью технологии CRISPR — редактируют ДНК существующих сегодня видов, получая геном вымершего животного.

Но ученых постигла неудача: несколько ключевых генов все же потерялись. Они отвечали за обоняние, а это означает, что «воскресшие» грызуны, вероятно, не смогут различать запахи так, как умели изначально. Так датские генетики поняли, что невозможно идеально воссоздать вымерший вид.

Технически возможно через изменение ДНК превратить слона в мамонта — новое животное будет покрыто мехом и сможет жить при низких температурах. Если создать такое млекопитающее и поселить в зоопарке, будет неважно, есть ли у него все гены древнего гиганта. Однако такие опыты вызвали бы массу этических вопросов, считают копенгагенские генетики.