Когда люди впервые устремились из сел в города, установить сложно, по одной из версий, случилось это еще в Древнем Египте. В современной Европе бум урбанизации пришелся на 1850-е, когда активнее всего развивалась промышленность, а в Советском Союзе процесс начался в послевоенное время и продолжается (уже в России) до сих пор. Согласно прогнозу ООН, к 2050 году две трети жителей Земли
В нашей стране уже сейчас доля городского населения составляет почти 75% (данные Росстата
Культура
Огромные фестивали и маленькие концерты, классические театры и экспериментальные площадки, андеграундная «Стенограффия» и православные крестные ходы — в Екатеринбурге есть все. И этим он покоряет не только жителей маленьких городов, но и видавших виды путешественников.
— Я из Магнитогорска, классическое искусство там развито очень хорошо, но смелых экспериментов — как я теперь в сравнении понимаю — там почти нет. Знакомство с уральскими театрами и филармонией было невероятно интересным, чего стоит один Коляда-театр. Логично, что при этом в городе много студентов, активных людей, разных творческих направлений. Пусть какие-то постановки бывают спорными, какие-то стендапы — противоречивыми, но как же все это живо.
— Я переехала в Екатеринбург восемь лет назад и ни разу об этом не пожалела. Сколько здесь праздников, особенно летом — каждые выходные какой-то фестиваль! И все на уровне, все яркое, красивое, аж глаза разбегаются. Иногда мне кажется, что местные принимают это за норму, но вообще-то жизнь такая разнообразная далеко не везде.
Архитектура и природа
Одних очаровывают горы, других — леса, третьих — исторические здания. Прочитайте сами, как восхищенно говорят об Урале те, кто впервые его увидел!
— Мы переехали из Казахстана и поражались этим контрастам, когда рядом с огромной высоткой стоит поместье 1800-х годов. Многим не нравится эта «разношерстность», а мне кажется, что есть в этом своя изюминка. После степей я долго привыкал к огромному количеству зелени на улицах, лесу вокруг города и такому свежему воздуху. Наверное, поэтому и живем сейчас на Уктусе — хотели быть как можно ближе к лесу. До сих пор обожаю Екатеринбург, считаю его невероятно красивым и очень родным.
— Я переехала из Сургута, и первый год для меня был просто эйфорией: зима теплее, столько зелени, особенно весной, когда все цветет и пахнет. Чистый кайф!
— Самое приятное впечатление — это первая летняя прогулка по набережной города, сквер у Драмы, Плотинка. Помню, что первый раз любовался видом, сидя на лавочке, не меньше часа. Еще удивили высотки: максимальная высота домов в Магадане — пять этажей, а тут я жил на 16-м, из-за чего на балкон выходил с опаской. Недавно летал в Магадан и заметил, что на пути туда говорю: «Я полетел в гости к родственникам», а возвращаясь: «Наконец-то домой».
Образование
В Екатеринбурге три десятка университетов, полсотни колледжей, полторы сотни школ, а также несметное число кружков, студий, спортивных секций. Жизнь кипит и у школьников, и у их родителей — если тем вдруг захочется заняться рисованием или танцами.
Сложно найти что-то, чему не учат на Урале. Местные, вероятно, давно привыкли к такому выбору возможностей, но вот приезжих он поражает.
— Я переехала из области, решила учиться в Екатеринбурге. Удивило, что в УрФУ много приезжих не только из городов-спутников, но и из других регионов, вплоть до столиц. Про иностранцев вообще молчу — честно, я не представляю, как можно из Китая или Африки вдруг доехать до Екатеринбурга. Но им нравится, и мне, конечно, тоже нравится. Кажется, я уже никуда не собираюсь уезжать.
— Я переехала вместе с маленьким ребенком, и я до сих пор радуюсь тому, какой же этот город большой. Столько возможностей для развития не только себя, но и детей, столько кружков, парков, всяких частных секций. Даже если частный детсад мне не по карману — как же круто, что этот выбор есть. Очень приятно не быть запертой с ребенком дома, а постоянно выбираться куда-то вместе.
Возможности
Город-миллионник с развитой промышленностью, культурой и образованием — что еще нужно для самореализации? Спорят с этим разве что гости из столиц, их местные зарплаты разочаровывают. Остальные радуются и выбору работы, и обилию компаний, и даже ценам в магазинах. Да-да! Цены, которые возмущают уральцев, кажутся манной небесной жителям Дальнего Востока.
— Я из маленького города, про который шутят, что тут ты или работаешь в колонии, или в ней сидишь (как можно догадаться, других предприятий там мало). Может, я необъективна, может, в условной Москве все гораздо круче, но Екатеринбург после моей малой родины кажется раем. Я пока только учусь, но моя знакомая пару лет назад устроилась официанткой в дорогой ресторан и уже доросла до управляющего.
И это без опыта, без связей, просто взяла и вышла на достойную должность с высокой зарплатой. В моем городе это просто невозможно, там ты или бюджетник, или идешь в сторону колонии. А учишься или на слесаря, или на повара.
— Первое время меня удивляли низкие цены в магазинах, особенно после дальневосточных, где кило помидоров стоит 666 рублей. Из-за этого, как ни парадоксально, деньги сначала улетали с неимоверной скоростью. Я, будучи первокурсником, просто привыкнуть не мог, что столько всего могу купить.
— Рестораны, кафе, доставки еды, да даже ларьки с шаурмой… Извините, я правда очень люблю еду, а здесь ее очень много. Национальные кухни, авторские блюда, как правило, приемлемые цены. В маленьких городах такого нет, а тут хоть каждый день заказывай что-то новое.
— Я переехал по работе из ХМАО пару лет назад. Возможностей в вашем регионе побольше, чем на севере, особенно в сфере образования и самореализации. Меня, правда, не устраивает качество медицины, но, пока дети не подрастут, из Екатеринбурга я не уеду.
Атмосфера
Это нечто уникальное, труднообъяснимое, чисто уральское. Одни называют это духом, другие — характером, третьи — атмосферой, пишет E1.
— Воздух свободы. Сейчас это ощущается особенно остро: мои друзья с малой родины опасаются, например, громко обсуждать несогласие с властями в общественных местах — вдруг рядом будет кто-то особо бдительный. А когда я гуляла по Москве, местная подруга постоянно меня одергивала: «Тут же полицейские на каждом шагу стоят, давай при них не будем». Хотя ни о чем криминальном речи не шло. А в Екатеринбурге такого нет, ты можешь выкрикнуть: «Соловьев — идиот», и тебе, наоборот, похлопают. Люди, которые не боятся, — это очень круто.
— С тех пор, когда мне было шесть, мама возила меня в Екатеринбург за одеждой или украшениями к Новому году. И мне так понравилась атмосфера этого города, что я, еще ребенок, уже мечтала тут жить. Екатеринбург всегда был для меня особенный, красочный, с какой-то магией. После девятого класса я решила поступать только сюда, я знала, что это решение разделит мою жизнь на «до» и «после». В итоге подала документы в колледж физической культуры.
Магия с тех пор угасла, а может, я просто выросла. Притом выросла в хорошем смысле, начала зарабатывать, определилась с тем, чего я хочу. И я все еще рада, я когда-то даже представить не могла, что действительно начну тут жить. Атмосфера, свобода — я просто не знаю, как это описать.
— Я переехала из Москвы. Первые пару лет было сложно, меня сильно тянуло обратно. Но сейчас уже нет. Я вышла замуж, купила квартиру. Урал заворожил своей природной мощью, красотой и простотой — так что поживу здесь еще. А дальше — кто знает.
Читайте также наши материалы о 20 самых богатых городах мира и 10 крупнейших мегаполисах России.