Где моя сладкая ложка? Изобретены столовые приборы, которые меняют вкус еды

Технологичный отказ от вредных добавок

16 января 2023
Где моя сладкая ложка? Изобретены столовые приборы, которые меняют вкус еды
Chris Midnight / Alamy

Группа студентов и аспирантов из Корнеллского и Нью-Йоркского университетов разработала ложку Sugarware, которая стимулирует вкусовые рецепторы, создавая ощущение сладости. В первую очередь изобретение нацелено на людей с диабетом, чтобы они могли полностью исключить сахар из еды, но не ели безвкусную пищу. Принцип работы Sugarware основан на узловатой форме ложки и молекулах, которыми она покрыта.

Искусственные заменители сахара, как показали многочисленные исследования, также наносят вред здоровью. Вопреки логике, подсластители все равно приводят к ухудшению гликемической реакции у животных, что может влиять на развитие диабета. Изменения в микробиоме кишечника и скачки уровня глюкозы в крови ученые заметили и у людей.

Авторы новой работы задались вопросом: как можно почувствовать соленость и сладость, не кладя в рот продукты с таким вкусом? Предыдущие исследования показали, что форма ложек и тактильные ощущения могут влиять на вкусовые ощущения. В одном случае использовалась также узловатая неровная поверхность ложки, в другом люди трогали наждачную бумагу во время приема пищи и напитков и чувствовали разницу во вкусах.

Как работает умная ложка?

Команда использовала это в своей разработке. Они предложили ложку со структурой, которая имеет несколько выступов, создавая бо́льшую площадь для соприкосновения с языком. И все эти бугорки покрыты постоянным слоем лиганд — молекул, которые связываются с белками рецепторов, реагирующими на сахар и подсластители.

Их действие вызывает каскад нервных сигналов, и мозг регистрирует ощущение сладости. Таким образом ложка стимулирует вкусовые клетки без добавления химикатов, калорий и сахара.

Ранее нечто подобное предложили исследователи из Университета Мэйдзи в Японии: они нашли способ вызывать соленый вкус во рту с помощью специальных палочек. Но принцип работы был другим. Исследователи все еще работают над прототипом сладкой ложки, а японская команда планирует коммерциализировать соленые палочки до конца этого года. Неизвестно, станут ли они популярны у потребителей.

Тем временем ученые напоминают: любой из нас может поэкспериментировать с уже имеющимися столовыми приборами. Вес, цвет и форма посуды тоже могут менять восприятие пищи. Например, некоторые ложки могут оказаться «слаще» других.

«Вокруг света» недавно рассказывал о любопытном эксперименте с цветом тарелок и аппетитом.