Драгоценное лекарство: от каких болезней помогут новые антибиотики на основе золота?

Эти препараты будут эффективны в тех случаях, когда другие средства бессильны, думают ученые

11 апреля 2023

Золотой самородок. Изображение сгенерировано искусственным интеллектом.

Alexander Limbach

Исследователи из Барселонского института глобального здравоохранения (Испания) выявили 19 соединений на основе золота, которые эффективно борются против бактерий с множественной лекарственной устойчивостью. Эксперименты показали, что все они успешно лечат как минимум одну, а некоторые — и несколько сложных инфекций. По мнению ученых, препараты можно использовать для создания антибиотиков нового поколения.

Ежегодно в мире около 700 тысяч человек погибает от лекарственно-устойчивых бактерий. К 2050 году это число может вырасти до 10 миллионов. Специалисты ищут способы бороться с антибиотикорезистентностью возбудителей заболеваний. На данный момент она признана ВОЗ одной из самых серьезных угроз для здоровья человечества.

Авторы новой работы взяли за основу то, что золото не токсично, как некоторые другие металлы, которые использовали за историю медицины, но при этом обладает бактерицидными свойствами. Эксперты предположили, что соединения с ионами золота в основе могут стать новым подходом к решению проблемы.

Соединения, прошедшие испытания, относятся к одному семейству, но обладают разными структурами. Команда испытывала их на образцах бактерий с множественной лекарственной резистентностью, взятых у больных пациентов. Это шесть штаммов, которые представляют серьезный риск для здоровья человека.

• Метициллин-резистентный золотистый стафилококк S. Aureus, который вызывает множество инфекций, в том числе кожные;

• синегнойная палочка P. Aeruginosa — возбудитель внутрибольничных инфекций, пневмоний, послеоперационных осложнений, с высокой летальностью;

• кишечная палочка E. coli, приводящая к тяжелым пищевым отравлениям, инфекциям половых органов и другим;

• Acinetobacter baumannii, вызывающий инфекции крови, мочевыводящих путей, пневмонию;

• эпидермальный стафилококк S. Epidermidis — причина сепсиса, гнойных инфекций ран и мочевыводящих путей, эндокардита, конъюнктивита;

• стенотрофомонада мальтофилия S. maltophilia — пневмония и другие инфекции, все чаще обнаруживается в легких пациентов с муковисцидозом.

Тесты показали, что 84% соединений золота высокоэффективны против золотистого и эпидермального стафилококков. 16 из 19 препаратов оказались способны лечить остальные бактерии. При этом все возбудители были грамотрицательными, то обладали наибольшей устойчивостью к антибиотикам. Для них особенно остро стоит необходимость поиска новых методов лечения.

Золотые металлоантибиотики используют для уничтожения патогенов сразу несколько разных способов. Они останавливают работу ферментов, отключают защитную функцию бактериальной мембраны и способны повредить ДНК «зловредной» клетки. Такое действие в нескольких направлениях, по мнению ученых, может помешать бактериям вырабатывать свою устойчивость к новым препаратам.

Также исследователи уточнили, что изученный тип соединений относительно прост и недорог в изготовлении, несмотря на то, что золотой. А еще эти соединения легко модифицировать, что позволит разрабатывать на их основе лекарства.