Дни на Земле становятся длиннее. Ученые не знают, почему, но есть несколько версий

В Тасмании зафиксировали увеличение продолжительности суток

8 августа 2022
Закат в центре Санкт-Петербурга
Noppasin Wongchum / Alamy

Данные атомных часов в сочетании с точными астрономическими измерениями показали, что продолжительность дня на Земле увеличивается. Об этом сообщает The Conversation со ссылкой на ученых из Тасманского университета. Почему меняется длительность земных суток, астрономы пока не знают.

Длительность суток вообще не всегда составляет ровно 86 400 секунд, то есть 24 часа. Незначительно повлиять на продолжительность дня может, например, мощное извержение вулкана. Так, в 2011-м землетрясение Тохоку магнитудой 8,9 ускорило вращение Земли на 1,8 микросекунды.

На протяжении миллионов лет вращение Земли замедлялось из-за эффектов трения, связанных с приливами. Этот процесс увеличивает продолжительность каждого дня примерно на 2,3 миллисекунды за каждый век. Несколько миллиардов лет назад земные сутки длились всего около 19 часов.

Однако в течение последних 20 тысяч лет другой процесс работал в противоположном направлении, ускоряя вращение Земли. Когда закончился последний ледниковый период, таяние полярных ледяных щитов уменьшило поверхностное давление, и теперь мантия Земли неуклонно движется к полюсам.

Танцор балета вращается быстрее, если он приближает руки к своему телу (оси, вокруг которой он кружится). Так и скорость вращения нашей планеты увеличивается, когда масса мантии приближается к ее оси. И этот процесс укорачивал каждый день примерно на 0,6 миллисекунды каждое столетие.

Сейчас ученые склонны считать, что после 2020 года длительность суток, напротив, начала увеличиваться. Причина этого изменения не ясна. Повлиять могло усиленное таяние ледяных щитов, хотя в последние годы скорость таяния не сильно отклонялась от их постоянной скорости. Извержение вулкана Тонга вряд ли сыграло роль, потому что произошло только в 2022-м.

Ученые предположили, что загадочное изменение скорости планеты связано с колебанием Чандлера — небольшим отклонением оси вращения Земли с периодом около 430 дней. Данные радиотелескопов также показывают, что в последние годы колебание уменьшилось.

Еще одна версия — сделали свое дело приливы вкупе с какими-либо другими процессами. Но подтвердить или опровергнуть ее исследователи пока не могут.

По материалам The Conversation.

Недавно был зафиксирован самый короткий день на Земле в истории наблюдений. Правда, заметить это без специальных приборов практически невозможно. А вы сможете угадать, что это была за дата?