Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Человек улучшенный: как мыслители, ученые и фантасты разных эпох представляли идеальных людей будущего

От Платона и средневековых алхимиков до Герберта Уэллса и современных трансгуманистов

28 января 2024

На протяжении всей истории человечества каждое поколение по-разному мечтало, как можно усовершенствовать свой вид. «Вокруг света» собрал самые знаменитые предсказания и проекты.

Человек улучшенный: как мыслители, ученые и фантасты разных эпох представляли идеальных людей будущего

Павел Филонов «Ударники (Мастера аналитического искусства)», 1935 г. (фрагмент)

Источник:

Wikimedia Commons

Платон: воспитание плюс селекция

Элита из улучшенных людей — костяк идеального государства, считал философ Платон (V–IV вв. до н. э.). Ею в таком государстве должно стать сословие стражей, которое следит за порядком в обществе и защищает страну, а лучшие со временем переходят в высшую социальную страту правителей-философов. Стражи — люди высокоразвитые и преданные общественному благу. Такая элита, рассуждал мыслитель в диалоге «Государство», не появится сама собой. Ее можно сформировать тремя способами: отбором по способностям, воспитанием и селекцией.

Для начала Платон предлагал присматриваться к маленьким детям, выяснять, к чему они проявляют способности, и дальше воспитывать соответственно. Им нужно получать лучшее образование, при этом физическая подготовка должна сочетаться с интеллектуальной и с эстетическим развитием (например, обязательными были бы занятия музыкой). Девочек стоит обучать наравне с мальчиками: в платоновском проекте у женщин и мужчин одинаковые функции и возможности.

Первый шаг к созданию идеального государства философ описал так: нужно отослать за город всех детей старше десяти лет, а остальных забрать из семей и воспитывать так, чтобы выросло целое поколение новых людей. Но этого мало, рассуждал он.

Если люди научились совершенствовать породы животных, скрещивая и отбирая лучших, то почему бы не осуществить то же с самими собой? Стражам в идеальном государстве не полагалось ни семей, ни собственности, чтобы интересы родных не мешали служить обществу. Мужчины и женщины должны были бы сходиться и размножаться… по жребию.

Человек улучшенный: как мыслители, ученые и фантасты разных эпох представляли идеальных людей будущего

Ансельм Фейербах «Пир Платона», 1869 г.

Источник:

STAATLICHE KUNSTHALLE KARLSRUHE

Такой подход как будто уравнивал шансы всех, но на самом деле Платон предполагает хитрую схему, позволяющую правителям подтасовывать жребии так, чтобы лучшие соединялись с лучшими, а худшие с худшими.

«Взяв младенцев, родившихся от хороших родителей… отнесут их в ясли к кормилицам, живущим отдельно в какой-нибудь части города, — теоретизировал Платон. — А младенцев, родившихся от худших родителей или хотя бы от обладающих телесными недостатками, они укроют, как положено, в недоступном, тайном месте».

Последнюю фразу исследователи трактуют как намек на детоубийство. Неслучайно Платона называют одним из первых предшественников евгеники — появившегося в XIX веке учения о селекции человека.

Китайская алхимия: есть две пилюли

В древнем и средневековом Китае многие последователи даосизма размышляли над вопросом, как достичь бессмертия. Согласно даосским представлениям о мире, у человека несколько душ, и только физическое тело удерживает их вместе. Следовательно, лучшее, что можно сделать с человеком, — это усовершенствовать тело для вечного пребывания душ в нем, то есть обрести бессмертие.

Человек улучшенный: как мыслители, ученые и фантасты разных эпох представляли идеальных людей будущего

Даосская схема «внутреннего ландшафта» человеческого тела, иллюстрирующая «внутреннюю алхимию»

Источник:

Public domain

Но достичь физического совершенства невозможно без совершенства духовного. Так, в трактате IV века «Баопу-цзы» («Мудрец, объемлющий первозданную простоту») приводится такой «тариф»: если человек хочет стать «земным бессмертным», ему надо совершить 300 добрых дел, а если вознестись для вечной жизни на небеса — 1200.

Рекомендовались и другие средства: медитация, диета, дыхательные и физические упражнения и даже сексуальные практики. Все это применяли в качестве вспомогательных методов даосы-алхимики.

Китайская алхимия считается древнейшей в мире. Ее разделяют на два вида: внешнюю и внутреннюю. Согласно первому подходу, бессмертие давали «золотой эликсир» или «золотая пилюля» — средства, которые изготавливали из металлов и минералов.

Даосы верили, что если принимать снадобье, то эти долговечные элементы постепенно заменят в органах человека их недолговечную материю. Обычно в состав снадобья входили очищенные золото и киноварь — соединение серы и ртути (неудивительно, что многие искатели вечной жизни, в том числе императоры, им травились).

Внутренняя же алхимия предлагала человеку привести в соответствие с мировой гармонией ресурсы его собственного организма: жизненные соки и потоки энергии. А металлы и минералы внешней алхимии понимались как символы.

Человек сам становился алхимической лабораторией и выплавлял в самом себе «зародыш бессмертия». Предполагалось, что когда он созреет, то выйдет через голову, и в нем алхимик обретет, по разным версиям, духовное или физическое бессмертие.

Роджер Бэкон: утраченные возможности

Достичь бессмертия, а не только научиться превращать в золото другие металлы, стремились и европейские алхимики Средних веков и раннего Нового времени. Они верили, что если разгадать тайну философского камня и получить его в результате «великого делания», то он даст и богатство, и вечную молодость.

В XIII веке английский философ Роджер Бэкон по прозванию Удивительный Доктор сетовал, что ветхозаветные патриархи могли жить по несколько сотен лет, но со временем человечество утратило этот дар.

Человек улучшенный: как мыслители, ученые и фантасты разных эпох представляли идеальных людей будущего

Францисканский монах, философ и алхимик Роджер Бэкон (Удивительный Доктор) во время опытов. Гравюра, 1617 г.

Источник:

ENGRAVING FROM «SYMBOLA AUREAE MENSAE DUODECIM NATIONUM» BY MICHAEL MAYER 1617

Бэкон считал, что с помощью алхимии, которая способна любой металл очистить и превратить в благородный, можно и людей исцелить, вернуть им долголетие и сделать их тела почти такими же совершенными, как те, в которых они, по Библии, воскреснут в конце времен.

Томмазо Кампанелла: звезды в помощь

В XVI–XVII вв. сложился жанр утопии. Одной из главных стала книга «Город Солнца» итальянского философа Томмазо Кампанеллы. Утопия написана не без влияния трудов Платона. Описанный философом Город Солнца населяют красивые и счастливые долгожители. У них нет семьи и частной собственности, любой труд почетен, каждый получает разностороннее образование и ведет здоровый образ жизни, а главный храм украшен учебными пособиями по астрономии.

Человек улучшенный: как мыслители, ученые и фантасты разных эпох представляли идеальных людей будущего

План Города Солнца Кампанеллы. В нем семь концентрических кругов, прорезанных четырьмя (по сторонам света) улицами, которые сходятся у храма Солнца.

Источник:

Кадр из диафильма «Прогулка в город будущего», 1976

Вслед за Платоном Кампанелла предписывает своему идеальному обществу практики улучшения «породы» человека. Кто, с кем и когда будет зачинать детей, определяют врач и астролог. Первый смотрит, насколько пара уравновешивает друг друга, исходя из гуморальной теории, по которой характер, телосложение и здоровье человека определяются балансом в его организме четырех жидкостей-гуморов: крови, слизи, черной и желтой желчи.

«Высокие и красивые женщины случаются лишь со стройными, хорошо сложенными мужчинами; полные женщины сводятся с худощавыми мужчинами; наоборот, худощавых женщин припасают для полных мужчин для того, чтобы от смешения темпераментов получилась хорошая раса», — рассуждал Кампанелла.

Человек улучшенный: как мыслители, ученые и фантасты разных эпох представляли идеальных людей будущего

Кампанелла был арестован в 1599 году по доносу за подготовку заговора и провел в заточении 27 лет

Источник:

Shutterstock / Fotodom.ru

А наиболее благоприятное время для зачатия ребенка указывает астролог, ориентируясь на расположение звезд и планет. Правда, представители этой усовершенствованной версии человечества, по словам Кампанеллы, часто страдают от эпилептических припадков, которые философ считал признаком «значительной умственной силы». Зато в остальном обитатели Города Солнца заметно здоровее других людей и живут по сто-двести лет.

Просветители: гражданин царства Разума

Философы эпохи Просвещения много рассуждали о решающей роли воспитания в формировании людей принципиально нового склада. «Воспитание может все», — писал Клод Адриан Гельвеций. Главным теоретиком в этой области стал Жан-Жак Руссо. По его мнению, улучшенная версия человека уже содержится в нем самом с рождения. Люди по природе внутренне свободны и добры, это общество формирует из них куда менее совершенных личностей, чем могло бы, и только правильный подход с самого рождения может их спасти.

В 1762 году философ опубликовал роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», в котором изложил свою педагогическую теорию. Во-первых, пока общество далеко от идеала, ребенка следует от него изолировать и растить на лоне природы. Независимо от происхождения, детей нужно приучать к простоте и физическому труду. Находящиеся при них учителя-воспитатели не должны подавлять подопечных, а, напротив, обязаны ненавязчиво раскрывать их потенциал и поощрять самообучение.

Руссо поделил детство и юность на четыре периода. От рождения до двух лет предлагал уделять основное внимание физическому развитию, от двух до двенадцати — воспитанию чувств (не пренебрегая при этом физической подготовкой), от двенадцати до пятнадцати — развитию ума, причем обучать детей рекомендовал в основном естественным наукам.

От пятнадцати лет упор делался бы на нравственное воспитание. Так лучшее в людях гармонично проявится, а когда этих развитых личностей будут не единицы, а сотни — общество изменится. Правда, речь шла только о мальчиках. Девочкам Руссо рекомендовал довольно традиционное воспитание — в покорности, терпении и без «лишних» знаний.

Фридрих Ницше: сверхчеловек

Человек улучшенный: как мыслители, ученые и фантасты разных эпох представляли идеальных людей будущего

Портрет Ницше работы Эдварда Мунка, 1906 г.

Источник:

Munch Museum

«Человек есть нечто, что должно превзойти», — писал в 1880–е годы немецкий философ Фридрих Ницше в одном из своих самых известных произведений — «Так говорил Заратустра». Он провозглашал, что человек — это лишь канат между зверем и сверхчеловеком, вершина развития рода людского, тот, кто способен изобрести новые ценности.

«Что такое обезьяна в отношении человека? — вопрошал философ. — Посмешище или мучительный позор. И тем самым должен быть человек в отношении сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором».

Туманный и насыщенный метафорами текст породил множество толкований. Однако идея о сверхчеловеке еще долго вызывала большой интерес у читателей самого разного толка — от анархистов до германских нацистов, рассуждавших о превосходстве «арийской расы».

Визионеры рубежа XIX–XX веков: главное — мозг!

В конце XIX — начале XX века человечество, вдохновленное техническим прогрессом, все смелее грезило о будущем. Самые яркие визионеры, усвоив эволюционную теорию Дарвина, предполагали, что тысячелетия спустя преображаемый человеком мир сам изменит его до неузнаваемости. Так, Герберт Уэллс, который наряду с Жюлем Верном сформировал жанр классической научной фантастики, посвятил этому вопросу написанное в 1893 году эссе «Человек миллионного года».

Писатель рассуждал, что у людей далекого будущего, занятых в основном умственной деятельностью, атрофируются ноги и пищеварительная система, зато увеличится голова и будут очень развиты руки. Так что в конце концов нашим далеким потомкам придется перемещаться на руках, между которыми будет висеть то, что эволюция оставила им от ног и торса. Есть такие люди будут, погружаясь в сосуд с питательным раствором. Их лица тоже изменятся.

«Большие, светящиеся, исполненные души, красивые глаза. Над ними, без преграды бровей, поблескивает безволосый купол. На лице отсутствуют впадины ноздрей. Ничто больше не отвлекает от прекрасной симметрии, на уши нет ни намека. Рот превратился в маленький идеальный круг без зубов и десен, не напоминающий более о звере», — так описывал Уэллс людей будущего.

Еще дальше в рассуждениях об эволюции человечества зашел «отец космонавтики» Константин Циолковский. В опубликованной в 1895 году статье «Живые существа в космосе» он предполагал, что со временем ноги у людей станут тоньше, а голова — в несколько раз больше. «Будет некрасиво, но ко всему можно привыкнуть. Красота — вещь условная и субъективная», — утешал Циолковский.

В самом далеком будущем, предполагал он, человечество научится обходиться не только без еды, но и без воздуха, подпитываясь только энергией солнечных лучей. Органы дыхания и пищеварения атрофируются, люди станут способными освоить самые разные планеты с различными условиями и, возможно, обретут бессмертие.

Циолковский предсказывал, что человечество рано или поздно оторвется от Земли, будет существовать, перемещаясь по космосу в искусственных жилищах, населяя даже орбиты звезд, у которых нет планет.

Идеи об автотрофном человеке, который перестанет зависеть от живых организмов, пока что необходимых ему для питания, развивали и другие представители русского космизма.

Так, Владимир Вернадский возлагал надежду на солнечную или атомную энергию: «Непосредственный синтез пищи, без посредничества организованных существ, как только он будет открыт, коренным образом изменит будущее человека».

Евгеника: дискредитированная наука

Человек улучшенный: как мыслители, ученые и фантасты разных эпох представляли идеальных людей будущего

Иллюстрации из книги Ф. Гальтона «Исследования человеческого потенциала и его развитие», 1883 г. Автор пытался найти связь между строением лица и особенностями психики человека, чтобы понять, как улучшить «человеческую расу»

Источник:

Francis Galton / JOYCE F. MENSCHEL PHOTOGRAPHY LIBRARY FUND / METROPOLITAN MUSEUM OF ART

Английский психолог и антрополог XIX века Фрэнсис Гальтон доказывал, что людям передаются от родителей не только физические свойства, но и психические, включая таланты, и что способности человека больше зависят от наследственности, чем от воспитания и среды. Неслучайно у выдающихся людей много талантливых родственников, отмечал этот ученый — сам внук поэта, натуралиста и основателя нескольких научных обществ Эразма Дарвина и двоюродный брат Чарлза Дарвина, автора «Происхождения видов».

Исходя из этого, Гальтон полагал, что государство должно поощрять самых перспективных юношей и девушек вступать в браки между собой как можно раньше и производить на свет как можно больше детей: «Если бы одна двадцатая доля стоимости и труда, которые тратятся на улучшение пород лошадей и собак, была бы затрачена на улучшение человеческой расы, какую галактику гениев мы могли бы вывести!»

Созданная им наука «об улучшении рода» — евгеника (от греч. εὐγενής — «благородный», «породистый») — вызвала огромный интерес. В разных странах основывали евгенические общества, проводили конференции, евгенику преподавали в университетах. Обсуждались не только позитивные меры — поощрение воспроизводства людей с ценными признаками, но и негативные — его ограничение для тех, кого общество признало вредными для генофонда.

Человек улучшенный: как мыслители, ученые и фантасты разных эпох представляли идеальных людей будущего

Логотип второй Международной конференции по евгенике, 1921 г.

Источник:

WELLCOME COLLECTION

В 1907 году в США был создан прецедент: приняли закон о принудительной стерилизации душевнобольных. Инициативу подхватили по всему миру. Самые страшные последствия увлечение евгеникой имело в гитлеровской Германии, где возобладали нацистские идеи о превосходстве «арийской расы» и необходимости ее «очищения».

С этой целью с 1939 года была организована программа «Т4»: по всей стране и на оккупированных территориях массово убивали людей с психическими расстройствами, наследственными и тяжелыми болезнями, инвалидов. В клиниках программы «Т4» нацисты начали умерщвлять пациентов в газовых камерах; потом эту практику переняли в концлагерях. Теми же евгеническими соображениями защиты «арийской» крови немцы обосновали геноцид других народов, прежде всего евреев и цыган.

Трансгуманизм: возможности и опасности

Слово «трансгуманизм» родом из XIV века. В «Божественной комедии» Данте Алигьери лирический герой, попав в Рай, встречается взглядом с возлюбленной, Беатриче, и поэт описывает его ощущения новым словом transumanar, что значит «выйти за пределы человеческих возможностей». В 1814 году, переводя поэму на английский, Уильям Фрэнсис Кэри употребил прилагательное transhuman.

В значении, близком к современному, термин «трансгуманизм» стал общеупотребительным с 1950–х годов благодаря Джулиану Хаксли — биологу, первому главе ЮНЕСКО, а также брату автора антиутопии «О дивный новый мир!» Олдоса Хаксли. «Человек остается человеком, но превосходит самого себя, осознавая новые возможности своей человеческой природы и для нее», — писал он, поясняя, что это такое.

Человек улучшенный: как мыслители, ученые и фантасты разных эпох представляли идеальных людей будущего

Технологическое развитие и так уже идет в направлении трансгуманизма, считает Ник Бустрём

Источник:

Collision Conf, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Современный трансгуманизм — очень широкое понятие, в нем много направлений, к которым относят себя разные теоретики и организации. В целом это движение, выступающее за то, чтобы в будущем использовать для усовершенствования человека все возможности научно-технического прогресса.

Среди целей — новые физические, психические и интеллектуальные способности, победа над болезнями, старением и даже смертью. В этом могут помочь, например, методы генной инженерии, дополнение человеческого организма имплантатами, технологии переноса сознания на искусственный носитель и нанотехнологии, позволяющие контролировать биохимию тела.

Критики трансгуманизма предостерегают от возможных проблем, которые несет с собой прогресс, — например, невообразимого неравенства, если доступ к передовым методам самоулучшения будет не у всех. Опасностей много, признавал еще в 1999 году один из теоретиков трансгуманизма, философ Ник Бустрём: «Это означает, что мы должны изучать и обсуждать возможные проблемы до того, как они станут реальностью».

Человек улучшенный: как мыслители, ученые и фантасты разных эпох представляли идеальных людей будущего

Имплантированный в организм Харбиссона аппарат Eyeborg трансформирует информацию о цвете в вибрацию и отдается мелодией где-то глубоко в голове Нила. Цвета звучат как ноты, например, красный — фа, желтый — соль, зеленый — ля

Источник:

Diletta Tarani

Между тем, будущее все ближе. Так, американский художник Нил Харбиссон, страдавший цветовой слепотой, встроил себе в мозг необычный имплантат, позволяющий различать даже те цвета спектра, которые обычные люди не видят. А в 2018 году врач из Китая Хэ Цзянькуй, невзирая на запреты, впервые отредактировал геномы человеческих эмбрионов, чтобы двое близнецов родились невосприимчивыми к ВИЧ.

Фото: STAATLICHE KUNSTHALLE KARLSRUHE; ENGRAVING FROM «SYMBOLA AUREAE MENSAE DUODECIM NATIONUM» BY MICHAEL MAYER 1617; SHUTTERSTOCK / FOTODOM; MUNCH MUSEUM; JOYCE F. MENSCHEL PHOTOGRAPHY LIBRARY FUND / METROPOLITAN MUSEUM OF ART; WELLCOME COLLECTION; DILETTA TARANI

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, февраль 2024

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения