Исследователи из Института химической экологии Макса Планка (Германия) совместно с коллегами из Великобритании
Любителям живописи, наверняка, знакомо ощущение, будто люди, изображенные на портрете, следят за зрителем — их взгляд словно следует за посетителем. У этого феномена есть название — «эффект Моны Лизы» по имени самого знаменитого портрета с таким впечатлением. А секрет в том, что художник изображает зрачки точно по центру глаз.
Авторы нового исследования решили показать: природа тоже использует эффект Мона Лизы, и это не художественный прием, а вопрос жизни и смерти. Команда провела поведенческий эксперимент с участием только что вылупившихся домашних цыплят. Их научили атаковать искусственных бабочек, награждая за нападения мучными червями.
Когда тренировки закончились, хищникам показали трех искусственных бабочек. У первой «глаза» на крыльях будто бы смотрели вправо, у второй — налево. У третьей эти нарисованные зрачки располагались идеально по центру, таким образом создавая эффект слежки за зрителем.
Если глаза «смотрели» вправо, цыплята предпочитали заходить с другой стороны и быстро нападать. Или же были наиболее осторожны справа, если их вынуждали выбрать этот мостик.
Аналогично и с левосторонним взглядом. Но с идеально концентрическими круглыми глазами они проявляли самую большую осторожность и показывали страх с любой стороны. По выводам ученых, это доказывает, что хищники воспринимают пятна как глаза.
Это также объясняет, почему зачастую глазные пятна в окраске бывают симметричными. Самый удачный вариант самозащиты — концентрические круги, которые создают ощущение, что за вами наблюдают, независимо от того, с какой стороны подходить. Поэтому все носители таких рисунков — потенциальные жертвы хищников.