Блог главного редактора: куда исчезает Венера и что происходит с тамошней жизнью?

Алексей Алексенко о сенсационных событиях на соседней планете

В тех краях, где в это время года небеса безоблачны, любознательный наблюдатель сможет заметить, как планета Венера исчезнет с небосвода на несколько дней. Но это лишь видимость: на самом деле Венера по-прежнему там, и, более того, в эти дни она будет к нам ближе, чем когда бы то ни было.

Небольшое отступление для тех, кто совсем ни бум-бум в астрономии. Когда на небе видно одну очень-очень яркую звезду и кто-то вас спрашивает, как она называется, а вы, несмотря на невежество, хотите произвести впечатление эрудита, то вот простое правило. Если звезда низко над горизонтом на фоне заката или рассвета или неподалеку виден тонкий лунный серп, отвечайте «Венера». Если в другом месте небосвода, особенно если рядом светит полная Луна, — выигрышный ответ «Юпитер». Ошибка возможна, но сравнительно маловероятна. Это потому, что Венера ближе к Солнцу, чем Земля, и никак не может оказаться на противоположной от него стороне неба. Юпитер — запросто, но речь не о нем.

Раз Венера всегда висит на небесном своде неподалеку от Солнца, значит, ее можно видеть утром или вечером. Собственно, древние люди (даже такие умные, как греки) долгое время считали, что это две разные звезды, вечерняя и утренняя. Их называли, соответственно, Геспер и Фосфор, пока кто-то — вроде бы Пифагор — не догадался, что это одно и то же. Кстати, древние майя сделали то же самое открытие без всякого Пифагора, так что, видимо, не так уж это и сложно. А помогли им как раз события, подобное тому, которое мы переживаем прямо сейчас: примерно раз в 10 месяцев Венера переходит с вечерней стороны на утреннюю и обратно. В эти дни она проходит между Землей и Солнцем (как теперь) или оказывается с противоположной от нас стороны Солнца, как весной 2021-го или осенью 2022-го. Это называется нижним и верхним соединением, соответственно, и они чередуются с периодом в 584 дня.

Майя полагали, что на самом деле Венера — это такой специальный бог в виде покрытого перьями змея, и в такие дни, как сейчас, он сходит в подземный мир и возрождается там. Современная наука потеряла интерес к приключениям пернатых змей, зато всерьез озаботилась другим вопросом: а вдруг на Венере есть жизнь?!

Конец позапрошлого года был ознаменован сенсацией: астрономы из Кардиффа рассмотрели в атмосфере соседней планеты газ фосфин, которому, по их мнению, там неоткуда было бы взяться, кроме как от жизнедеятельности неких организмов, — по крайней мере, на Земле он именно так и появляется. Затем последовала серия разоблачений. Во-первых, сказали скептики, это мог быть не фосфин, а диоксид серы; во-вторых, фосфин мог образоваться из вулканических газов под действием кислотной атмосферы. В общем, слишком много неопределенностей, чтобы сенсация о венерианской жизни надолго удержалась на авансцене.

Но астрономы не успокоились, и к новогодним праздникам преподнесли всем любителям инопланетян новый подарок: оказывается, в венерианской атмосфере есть еще одна «сигнатура жизни» — на этот раз хорошо знакомый нам аммиак. То есть знаком он нам по нашей планете, а вот в горячих и насыщенных серной кислотой венерианских тучах делать ему явно нечего.

По словам одного из авторов исследования, Сары Сигер из MIT, «на Венере не должно быть аммиака. Аммиак содержит водород, а там очень мало водорода. Любой газ, который не вписывается в контекст среды, следует автоматически подозревать в том, что его производит какая-то жизнь».

Впрочем, таким расплывчатым рассуждением авторы не ограничились. Они выдвинули гипотезу о том, как биохимические реакции с участием неких организмов могли бы приводить к выделению аммиака, который, в свою очередь, должен нейтрализовать капельки серной кислоты в атмосфере. Конечно, не во всей атмосферу сразу, а, возможно, лишь в неких ее закутках, где и будет худо-бедно развиваться жизнь.

Если кому-то кажется, что это полная фантастика и чушь, вспомните о том, как 2 млрд лет назад микроорганизмы полностью изменили атмосферу нашей собственной планеты, насытив ее кислородом и сделав в конечном итоге обитаемой для нас с вами. Возможно, на Венере аналогичный процесс обживания планеты в самом разгаре. А еще — даже не два миллиарда лет назад, а прямо сейчас, и не где-нибудь, а прямо у вас в желудке — существуют бактерии, которые справляются с кислой средой ровно таким же способом: нейтрализуют ее, выделяя аммиак.

Что будет происходить с венерианскими капельками серной кислоты, когда их нейтрализует аммиак? Авторы полагают, что такие капельки должны потерять свою правильную сферическую форму и выглядеть как некие более сложные геометрические фигуры. Таким образом они хотят разрешить еще одну загадку: дело в том, что такие несферические образования уже давно обнаружены в атмосфере планеты, а сейчас их вроде бы можно объяснить в рамках все той же гипотезы.

Гипотезы, надо признать, довольно безумной, поскольку из нее следует, что Венера обитаема. Проверить ее, вероятно, удастся в ближайшее десятилетие, когда до Венеры доберутся новые автоматические зонды, или чуть позже, в ходе миссии «Венера-Д», которую обещал от имени «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Десять лет пролетят незаметно, а пока можно коротать время, поглядывая на Венеру невооруженным глазом или в телескоп. В начавшемся году это удобнее всего будет делать в конце марта в предутренние часы, когда Венера удалится от Солнца на максимальный угол и будет светить ярче всего.