Белка из Ледникового периода: замороженный меховой шарик оказался свернувшимся в клубок грызуном

Посмотрите на удивительную находку из канадской Арктики

5 апреля 2023
Yukon Beringia Interpretive Centre; открытые источники; коллаж: Александр Чатикян.

В вечной мерзлоте канадского Юкона обнаружили необычный пушистый шар с торчащими коготками, который был отдан на исследование. Специалисты Альпийского ветеринарного медцентра сделали рентген и увидели идеально сохранившийся под шерстью и тканями скелет арктической белки, которая свернулась в клубок. Видимо, грызун улегся спать и погиб в этой позе. А произошло это около 30 тысяч лет назад, в Ледниковый период.

Останки арктической белки, или, как ее еще называют, берингийского суслика, нашли на золотых приисках у реки Клондайк, на территории индейцев Тшондэк-Хвэчин (северо-запад Канады). Впервые об этом сообщил в своих соцсетях Научно-выставочный центр интерпретации «Юкон-Беренгия».

Сотрудники рассказали, что при внимательном осмотре в невзрачном на первый взгляд шарике даже без рентгена можно разглядеть сначала лапку с крошечными когтями, а затем и все остальное.

Грант Зазула

«Это не совсем узнаваемо, пока вы не увидите эти маленькие ручки. Затем вы увидите и маленький хвост, и уши. Я все время изучаю кости, и это захватывающе. Но когда животное так прекрасно сохранилось за 30 000 лет, и вы можете видеть его мордочку, кожу, шерсть — это как будто оживляет его!»

Благодаря вечной мерзлоте, белка мумифицировалась и как будто перенеслась в машине времени в полной сохранности на десятки тысяч лет. Положение тела, по словам специалистов, свидетельствует о том, что животное умерло во сне. Предположительно, бедолага собирался впасть в зимнюю спячку в своем убежище. Но был завален снегом и погиб.

Современный сородич замерзшей юконской белки — евражка, она же берингийский суслик. Фото сделано в России на Камчатке.
Zoonar GmbH / Alamy

Как отмечают исследователи, Юкон вообще богат на замерзшие доисторические останки. Там уже собрана целая коллекция «замороженных персонажей»: среди них шерстистые мамонты, волчата, берингийские львы и гигантские медведи.

Местные специалисты довольно хорошо смогли изучить уникальную экосистему времен Ледникового периода, благодаря этим застывшим во времени находкам. Новый образец — арктическая белка — вскоре будет выставлен для посетителей в центре «Юкон-Берингия».

Недавно «Вокруг света» рассказывал о найденных в Якутии медведице и бизоне, живших на территории современной России несколько тысяч лет назад вместе с саблезубыми тиграми и мамонтами. Ученые провели вскрытие животных, у которых благодаря вечной мерзлоте сохранились шерсть, кожа, мышцы и даже мозг. Их состояние настолько хорошее, что ДНК бизона планируют использовать для клонирования.