Вскрытие покажет: в Якутске исследовали тушу медведицы, которая 3500 лет пролежала в вечной мерзлоте

Она жила в Сибири в одно время с последними шерстистыми мамонтами

22 февраля 2023
Вадим Скрябин/ТАСС

В Северо-восточном федеральном университете (Якутск) провели уникальное для мировой науки исследование древнего бурого медведя — его тушу нашли в мерзлоте. У животного, которому около 3460 лет, сохранились не только шкура, мягкие ткани, но и мозг. По словам экспертов, им впервые представилась возможность изучать ископаемого медведя такой сохранности, ранее находили только кости и черепа доисторических хищников.

Древнее животное обнаружили еще в 2020 году: группа оленеводов наткнулась на тушу на берегу острова Большой Ляховский на севере Якутии. Так как место находки находится всего в 8 км от реки Большой Этерикан, медведя назвали этериканским.

Тело аккуратно извлекли из многолетней мерзлоты и передали в лабораторию ветеринарам. Только после проверки на опасные инфекции, такие, как сибирская язва, его отправили в Музей мамонта СВФУ.

После очистки от грунта исследователи определили, что это была самка, и, судя по размерам, молодая медведица возрастом около двух-трех лет. Ее тело в длину было около 155 см, а прижизненный вес — более 80 кг.

С помощью радиоуглеродного метода выяснили, что жила она в период среднего голоцена, тогда же, когда по Земле еще ходили мамонты и саблезубые тигры. Анализ генома показал, что медведица не отличается от современной северо-восточной евразийской популяции— бурых медведей Якутии и Чукотки.

Туша хорошо сохранилась, внешних повреждений нет, рассказал заведующий Музеем мамонта Максим Чепрасов.

Максим Чепрасов

«Длина волос и подшерстка говорит о том, что животное погибло либо ранней весной либо поздней осенью. Причиной смерти стало механическое повреждение позвоночного столба, в результате чего первый поясничный позвонок отделился от второго».

У исследователей есть несколько версий, как медведица оказалась на острове:

• перебралась по морю вплавь — это около 50 км от материка;

• прошла по льду ранней весной;

• добралась по суше, если остров тогда был частью материковой Сибири.

Точное время, когда остров отделился от континента, неизвестно, предположительно, это конец плейстоцена — начало голоцена. Возможно, возраст ископаемого медведя позволит в будущем уточнить и историю острова.

Во время вскрытия ученые взяли пробы мышечных тканей, извлекли мозг. Будут проведены клеточные, микробиологические и вирусологические исследования, гистология и аутопсия образцов. Специалисты планируют выяснить рацион животного перед его смертью, а также причины, по которым медведица попала на остров и погибла.