Привет от норвежской Золушки: археологи нашли пролежавший 3100 лет в леднике женский ботинок

Это самый древний из подобных артефактов

6 июня 2022
Норвежский Университет науки и технологии

Норвежские археологи рассказали о древнейшей находке, полученной из-под сошедшего ледяного пятна в горном районе Йотунхеймен на юге страны. Это старинный ботиночек, который носила женщина или юноша. Ученые датировали находку 1100 годом до нашей эры. Это самый ранний предмет одежды или обуви, когда-либо обнаруженный в Скандинавии.

Норвежский Университет науки и технологии опубликовал отчет о ледниковой археологии, в котором говорится и о выдающейся находке. Археологи предлагают представить, как еще в бронзовом веке, 3100 лет назад, кто-то потерял маленькую кожаную туфлю высоко в горах — в месте, которое сейчас в Норвегии называют Лангфонне.

Норвежский Университет науки и технологии

Длина стопы владельца была 28 сантиметров, что примерно соответствует 36–37 современным размерам. Скорее всего, это была женщина или подросток. Хозяин вряд ли мог предположить, что утерянный навсегда ботинок найдут в 2020-х годах новой эры, да еще и хорошо сохранившимся.

Рядом с обувью обнаружили также деревянную лопату и несколько стрел, в том числе еще более старинное древко, которому 6100 лет. Это характеризует место как важное охотничье угодье, которое многие тысячелетия постоянно использовали люди.

Норвежский Университет науки и технологии

Сохранность артефактов прекрасная, что позволяет точно датировать их — большая удача для археологов, которая стала возможной благодаря льду. Норвежские горы хранят тысячи лет истории в таких ледяных капсулах времени: на больших высотах скапливаются снег и лед, которые летом не тают, веками образуя ледяные пятна.

В отличие от ледников, они неподвижны, а в отличие от почвы, не имеют кислой среды, поэтому артефакты, оказавшиеся под ними, избегают разложения и деформации сотни и тысячи лет.

Норвежский Университет науки и технологии

В копилке ледниковых археологов совершенно неповрежденное оружие, орудия труда, текстиль, одежда, обувь, останки животных и растений — тысячи находок, принадлежавших охотничьим племенам бронзового века, которые жили на севере Европы и юге Скандинавии. Когда олени поднимались выше в горы от жары, люди шли за ними, оставляя после себя клады для будущих ученых.

Норвежский Университет науки и технологии

По словам авторов отчета, за последние 16 лет растаяло около 350 квадратных километров, что равно примерно половине площади Нью-Йорка. Если древности не извлечь после схождения льда, их неизбежно испортят воздух и агрессивные среды, передает Live Science.

Изменение климата, с одной стороны, помогло льдам начать таять и открывать свои сокровища. С другой, скорость этого процесса приводит к тому, что «музей подо льдом» может исчезнуть гораздо быстрее, чем ученые успеют найти все древности.