Можно будет клонировать: посмотрите, как в Якутии проводили вскрытие древнего бизона

Туша отлично сохранилась в вечной мерзлоте

15 марта 2023
СВФУ

Специалисты из Северо-Восточного федерального университета получили для исследования еще одно сохранившееся в вечной мерзлоте древнее животное — на этот раз Музею мамонта СВФУ передали тушу бизона с частично уцелевшими мягкими тканями и мозгом. Ученые провели вскрытие и взяли образцы материалов, чтобы узнать как можно больше о том, как жил и почему умер представитель копытных. По словам экспертов, собранные ткани помогут в будущем даже провести клонирование.

Как рассказал заведующий музеем Максим Чепрасов, тушу обнаружили местные жители летом прошлого года, когда обосновались на новой стоянке Хаастаах в Верхоянском районе. (Возможно, имеется в виду местность рядом с рекой Ха́стах — притоком Индигирки в Якутии. — Прим. авт.). Оленеводы сообщили о находке ученым и безвозмездно передали ее в Музей мамонта.

СВФУ

При осмотре выяснилось, что туша не целиком находилась в мерзлоте, в хорошем состоянии остались только голова, передние конечности и часть грудной клетки. Во время вскрытия исследователям удалось получить пробы мышц, кожи, шерсти и даже извлечь головной мозг.

СВФУ

Сколько тысяч лет назад жил бизон, только предстоит установить, для этого ученые проведут радиоуглеродный анализ образцов. Но предварительно известно, что это был молодой бык — он погиб в возрасте полутора-двух лет.

Для ученых СВФУ это удачное обстоятельство, так как более десяти лет назад были найдены два других бизона — один из них моложе, а второй старше нового сородича.

Максим Чепрасов

«Геологический возраст бизонов, обнаруженных в 2009 и 2010 годах, составил 8–9 тысяч лет, биологический — около 2 месяцев и 4–4,5 лет соответственно. Можно сказать, что новая находка по возрасту промежуточная, благодаря чему мы можем проследить онтогенез древних бизонов».

Чтобы визуализировать, как этот бизон выглядел при жизни тысячи лет назад, ученые сделали томографические снимки и 3D-сканирование туши. С образцами тканей также будут проведены гистологические, микробиологические и клеточные исследования. Для этого пробы поместят в специальные среды и отправят в различные российские научные учреждения.

СВФУ

Клеточными исследованиями уже занимаются сотрудники МЦКП «Молекулярная палеонтология» совместно с корейскими коллегами, которые отметили, что находка уникальна — отобранные образцы в будущем можно будет использовать для клонирования.

СВФУ

Команда планирует отправиться на место обнаружения бизона на стоянку Хаастаах. Есть надежда, что там могут быть найдены и другие ископаемые животные в прекрасной сохранности.

Недавно в СВФУ также исследовали тушу медведицы, которая жила 3460 лет назад на территории современной Якутии и была современницей мамонтов и саблезубых тигров.