Баня по-черному: ученые нашли гидротермальные источники на глубине 2,5 км

Мини-вулканы выбрасывают воду температурой свыше 400°С

19 июля 2022Обсудить
Баня по-черному: ученые нашли гидротермальные источники на глубине 2,5 км
www2.lehigh.edu

Океанографы-химики из Лаборатории МакДермотт в Лихайском университете (США) нашли внеосевое гидротермальное поле на Восточно-Тихоокеанском поднятии — в том его районе, где не предполагалось таких находок. При этом источники оказались самыми горячими и крупными в регионе. И таких полей на батипелагических глубинах может оказаться намного больше.

Ученые занимались картографированием дна в восточной части океана, вдали от оси вулканического хребта, где обычно находятся подобные подводные жерла. Океанографический институт Вудс-Хоул (WHOI) предоставил им автономный подводный аппарат Senty, который и разглядел область огромных шпилей высотой примерно с трехэтажный дом. Они расположились на дне в 2560 метрах под поверхностью, в так называемых батипелагических глубинах — постоянно темных и неблагоприятных для человека.

Выяснилось, что это целая система размером примерно с футбольное поле, на котором стоят эти гигантские трубы — их еще называют черными курильщиками. Специалисты были уверены, что жерла этих гидротермальных источников угасли. Дальнейшее детальное исследование не подтвердило догадку.

Даниэль Форнари

«Мы были поражены тем, что это поле не только очень активно, но имеет более высокую температуру, чем любое другое поле гидротермальных источников, известное вдоль этой части Восточно-Тихоокеанского поднятия, которое изучалось в течение последних 30 лет».

Из девяти источников были взяты пробы высокоминерализованной воды, которую они под давлением извергают. Температура в них равнялась 368 градусам Цельсия. А соотношение марганца и железа показало, что температура воды из жерл была как минимум 437 градусов при выбросе этих элементов.

Значимость этого места, как объясняют исследователи, заключается в том, что гидротермальные поля создают и поддерживают уникальные экосистемы вокруг себя. Они подают из недр Земли тепло и химические вещества, за счет которых питают жизнь на таких глубинах, куда не достает солнечный свет. Вместо фотосинтеза там работает хемоситез: несмотря на опасные температуры выбросов, жизнь нашла выход и процветает рядом. Для ученых это еще и образ того, как жизнь может существовать на других планетах.

Бо́льшая удаленность обнаруженного поля от опасной оси позволит этим источникам помогать восстановлению подобных экосистем после извержений вулканов. На Восточно-Тихоокеанском поднятии с 1991 года их было два и вскоре ожидается еще одно. А более подробное исследование глубин морского дна вдали от срединно-океанического хребта в Тихом океане может выявить новые поля с жерлами в неожиданных местах.

По материалам Science Alert.