6 ошибок, из-за которых деревья в вашем саду не переживут зиму

Как грамотно приготовить сад к морозам, объясняет эксперт Московской академии сельского хозяйства

19 ноября 2022
Alexander Borisenko / Alamy

Некоторые садоводы активно работают на участке весной и летом, но осенью не занимаются подготовкой сада к зиме. Из-за этого растения могут погибнуть. Как подготовить сад к зиме, избежав распространенных ошибок, читателям портала «Вокруг света» рассказала Наталья Минина, кандидат биологических наук, эксперт Московской академии сельского хозяйства.

Азот осенью не помощник

Желая получить высокий урожай, некоторые садоводы продолжают подкармливать деревья и кустарники азотными удобрениями во второй половине лета и осенью. Это недопустимо: азотные удобрения стимулируют развитие побегов, которые не успевают подготовиться к зиме, и в итоге ослабляют растения.

Zoonar GmbH / Alamy

Кроме того, деревья и кустарники тратят огромное количество питательных веществ на новые побеги, и при их активном росте растения могут замерзнуть. Вывод: ни в коем случае не следует применять азотные удобрения во второй половине лета и осенью.

Коварная монилиния

Частая ошибка садоводов — оставлять на деревьях плоды черного цвета, плотно приросшие к коре. Они свидетельствуют о появлении гриба монилинии. Если не убрать такие плоды, то на следующий год заболевание будет активно распространяться, поражая плоды яблонь и груш. Поэтому обязательно осмотрите крону и уберите все черные засохшие плоды.

Бывает, что садоводы также оставляют на почве под деревьями неубранные пораженные плоды, которые тоже являются источником инфекции. Обязательно соберите все плоды с почвы и закопайте.

Грабли в руки!

Опавшие листья могут содержать грибки и бактерии, которые на следующий год станут активно развиваться, заражая распустившиеся листья и завязавшиеся плоды. Листья могут играть роль мульчи, однако для этого они должны быть здоровыми.

Roman / Alamy

Если в течение лета плодовые деревья заболевали, то на растительных остатках все эти бактерии сохранятся. Поэтому обязательно уберите из-под кроны деревьев все листья, а затем поместите их в компостную кучу или закопайте.

Лопату прочь!

После уборки растительных остатков не нужно перекапывать почву, особенно поздней осенью. При перекопке вы можете повредить корни, из-за чего во время заморозков будет ослаблено все дерево.

Лучше засеять приствольный круг сидератами (например, горчицей или овсом), что предотвратит эрозивные процессы почвы и улучшит питание растений на следующий год.

Вар против трутовика

Очень важно провести осеннюю обрезку деревьев и кустарников. Это необходимо для правильного формирования кроны и для удаления больных и поврежденных ветвей. Однако обрезая крупные ветви, необходимо замазывать срезы садовым варом.

Трутовики на мертвом стволе
Anna Nelidova / Alamy

Ни в коем случае не оставляйте открытыми срезы скелетных ветвей — это еще одна грубая ошибка. Через большие необработанные повреждения в растение могут проникать грибы и бактерии, которые вызывают болезни или разрушают древесину (например, трутовиковые грибы).

Защитный декор

Важно провести осеннюю обработку фунгицидами и побелку растений. Многие считают, что белить деревья необходимо только весной и исключительно для красоты. Однако это не так.

Темные стволы деревьев ранней весной сильно нагреваются, а затем при ночном понижении температуры резко охлаждаются, что ведет к возникновению разрывов тканей.

RomeoLu / Alamy

Из-за этого появляются морозобойные трещины, в которые могут проникнуть патогенные микроорганизмы. Если трещина будет очень глубокой, то весной она не зарастет, и возникает такое заболевание растений, как морозобойный рак.

Избежать этого процесса позволит осенняя побелка, причем побелка должна быть высокой, в том числе нужно охватить скелетные ветви. Побеленные ветви не нагреваются так сильно, и разрыва тканей не происходит. Кроме того, высокая побелка позволит уничтожить большую часть патогенных микроорганизмов и вредителей сада.

Если допустить одну или несколько таких ошибок, растения в вашем саду могут ослабнуть, а в худшем случае — погибнуть.