10 лет назад в Челябинске упал метеорит: посмотрите эмоциональные видео очевидцев

Вспоминаем день, который разделил историю уральского города на «до» и «после». Хроника приземления обыкновенного хондрита на Южном Урале

15 февраля 2023
Олег Каргаполов

15 февраля 2013 года в Челябинске случилось событие, о котором написали СМИ всего мира, а «Википедия» отметилась заметкой о том, что город «стерт с лица Земли». Первая реакция многих — шок, тревога из-за невозможности дозвониться до родных и близких и полное непонимание, что взорвалось у них над головами и выбило стекла в тысяче домов. Но было и немало тех, кто своей невозмутимостью лишь закрепил за челябинцами статус жителей самого сурового города.

Только через полтора часа в МЧС официально сообщили о падении метеорита, но даже спустя десять лет остается немало противников этой версии. Коллеги из редакции 74.RU восстановили события 15 февраля 2013 года в онлайн-хронике.

Инфографика: 74.RU.

09:20

В Челябинске в районе городского бора упал неопознанный объект. По рассказам очевидцев, это был огненный шар, возможно, метеорит или самолет. Сообщения о падении неопознанного объекта сразу же начали поступать из всех районов города.

— Сначала произошла яркая вспышка света, а затем потемнело, — рассказывали читатели 74.RU. — А через несколько минут произошел мощный взрыв, где-то повылетали стекла из окон.

09:27

Специалисты склоняются к версии о метеорите. 15 февраля на рекордно близком расстоянии от Земли должно было пройти космическое тело диаметром 45 метров. По мнению специалистов, упавший и взорвавшийся в Челябинской области объект является метеоритом.

отдел краеведения ЧОУНБ / vk.com

09:33

Люди, которые были на улице в момент падения объекта, сообщают, что машины встали, пешеходы замерли. Всех обдало волной жара, прошла ударная волна, а одна женщина даже упала.

10:03

МЧС России сообщает, что причиной ударной волны, накрывшей Челябинск, предположительно стал метеоритный дождь. Он прошел над территорией Уральского и Приволжского федеральных округов.

— Приборы космического мониторинга зафиксировали активность в нижних слоях атмосферы, — говорится в официальном сообщении МЧС России. — Над территорией Уральского и Приволжского федеральных округов произошла вспышка, вследствие чего от возможной ударной волны было нарушено остекление верхних этажей зданий. Предположительно, причиной явился метеоритный дождь.

10:12

На Челябинском цинковом заводе заявляют, что погибших и пострадавших на предприятии нет.

74.RU

— На Челябинском цинковом заводе ударной волной была разрушена часть стены здания склада концентратов и выбита часть стекол в зданиях, — сообщают в пресс-службе предприятия. — Никакой опасности для города в плане экологии нет. Работники завода не пострадали.

10:55

На челябинском радиозаводе «Полет» от осколков окон, выбитых взрывной волной, пострадало 35 человек. Об этом сообщил корреспонденту 74.RU заместитель гендиректора предприятия Леонид Орлов.

— Взрывной волной у нас полностью выбило стекла в одном из корпусов и повыдавливало рамы. Пострадало 35 человек, двое — серьезно. Связь не работала, даже скорую нельзя было вызвать, и мы самостоятельно отвезли пострадавших в больницу, — рассказывает Леонид Орлов. — Там им зашили раны.

11:36

Экстренные службы Южного Урала завалены сообщениями от людей о порезах и ушибах.

В правительстве Челябинской области создают рабочую группу, которая занимается сбором информации о количестве и характере разрушений. По состоянию на 11 часов, есть многочисленные обращения, связанные с травмами, порезами и ушибами, сообщают в пресс-службе губернатора.

12:53

Метеорит, пронесшийся над Челябинском, упал в озеро в районе Чебаркуля. Об этом сообщает пресс-служба губернатора со ссылкой на последние данные оперативного штаба.

13:02

По данным русскоязычного сайта NASA, астероид 2012 DA14, из-за которого случился метеоритный дождь над Челябинском, был открыт ровно год назад — в феврале 2012-го. Тогда астрофизики не увидели в небесном теле никакой опасности и заявляли, что он будет достаточно ярок, но не более того.

13:53

По данным горздрава на 13:00, за помощью врачей в Челябинске обратились 367 человек, в том числе 58 детей.

14:32

Во всей Челябинской области из-за падения метеорита пострадали 514 человек: 11 госпитализированы, в том числе двое детей, сообщает пресс-центр регионального управления МЧС. Основное число пострадавших обошлось без госпитализации, так как они получили легкие травмы — ушибы, порезы.

15:59

В Челябинске от последствий метеоритного дождя, по информации на 15 часов, пострадало 725 человек. В том числе в медучреждения обратились 159 детей, сообщили в администрации города.

Скорая помощь приняла 80 вызовов, остальные пострадавшие обратились в больницы и травмпункты самостоятельно. Госпитализирован 31 человек, из них 12 детей. Тяжело травмированных и погибших нет. Травмы получены в основном от осколков стекла, после того как взрывной волной разбило окна.

16:11

Больницы Челябинска работают в усиленном режиме, вызваны дополнительно врачи-травматологи, реаниматологи, хирурги. Как сообщила начальник городского управления здравоохранения Наталья Горлова, пострадавших готовы принять 1590 коек в больницах. Из них 44 — реанимационного, 91 — травматологического и 341 — хирургического профиля.

Татьяна Тихонова

16:55

Более тысячи волонтеров работают на авариях после взрыва метеорита.

— В 12:00 был объявлен сбор добровольцев, готовых помочь в устранении последствий утреннего «космического визита». За три часа в региональное управление молодежной политики обратились более тысячи человек, готовых выехать на места аварий, — рассказали в пресс-службе управления по делам молодежи Челябинской области. — Первые группы волонтеров отправлены в областную больницу и в ГКБ № 1.

17:08

Глава МЧС России Владимир Пучков докладывает президенту Владимиру Путину обстановку, сложившуюся в Челябинской области после падения метеорита.

— Слава богу, нет падений в населенные пункты крупных объектов, тем не менее пострадавшие есть. Нужно, прежде всего, подумать о том, чтобы помочь людям, и не просто подумать, а немедленно это сделать, — поручает Путин.

17:35

Ученые Института динамики геосфер Российской академии наук рассчитали параметры болида, упавшего в Челябинской области. По мнению специалистов, его размер составлял несколько метров, а масса — порядка 10 тонн, энергия — несколько килотонн.

— По нашим оценкам, тело вошло в атмосферу со скоростью 15–20 км/с, разрушилось на высотах 30–50 км, движение фрагментов с большой скоростью вызвало мощное свечение и сильную ударную волну, — сообщает Институт динамики геосфер РАН. — Основная часть вещества падающего тела испарилась (сгорела), оставшиеся куски затормозились и могли выпасть на землю в виде метеоритов. Обычно суммарная масса найденных метеоритов составляет не больше 1–5% от начальной массы. Основная энергия выделилась на высотах 5–15 км.

Ученые отмечают, что тела такого размера падают довольно часто, несколько раз в год, но обычно сгорают на больших высотах (порядка 30–50 км). Челябинский метеорит, по предположению астрофизиков, был очень прочным, возможно, железным.

***

Позже ученые еще не раз исследуют метеорит и установят много фактов о нем. Так, выяснится, что он когда-то помог нашей планете не остаться в одиночестве посреди космоса и доставил на Землю ранее неизвестные кристаллы.