Анри Матисс кардинально перекрасил картину, успевшую поучаствовать в выставке. Все ради правдивости, которую основатель фовизма понимал по-своему.

Фото №1 - Культурный код: буйство цвета

Картина «Красная комната» («Гармония в красном»)
Холст, масло 180,5×221 см
1908 год
Находится в Государственном Эрмитаже в Петербурге

Из распахнутого окна веет зимним холодом, на голубой скатерти стоит ваза с экзотическими фруктами. Матисс в пальто и перчатках работает над первым заказом от Сергея Щукина: панно в голубом цвете должно оттенить собранную фабрикантом коллекцию желтых «гогенов». Холод в помещении поддерживают, чтобы фрукты дольше сохраняли свежесть. Писательница Гертруда Стайн вспоминала: «...Покупать все эти плоды было большим испытанием для кошелька Матиссов, поскольку фрукты в Париже были чудовищно дороги. <...> Тем не менее они были необходимы на все время работы над картиной». Натура требовалась постоянно, несмотря на то что далекий от реалистической школы Матисс изображал плоды в виде условных цветных пятен. Его современники по-разному переосмысливали, что такое реальность и как ее передать, и Матисс провозглашал первостепенность эмоционального восприятия. Если эмоция, которую вызывает картина, соответствует таковой от реального опыта, задача выполнена. Он объяснял: «Художник в своих рассуждениях должен отдавать себе отчет в том, что его картины — условность, но, когда он пишет, у него должно быть чувство, что он скопировал натуру. И даже когда он отступил от нее, он должен быть убежден, что это сделано только для того, чтобы полнее ее передать».

«Гармония в голубом» отвечала целям Матисса: «Я хочу, чтобы усталый <...> человек, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой». Но после закрытия Осеннего салона 1908 года, на котором выставлялась картина, художник принес ее домой и залил красным. Недаром он в своем манифесте цитировал мастера натюрморта Жан-Батиста Шардена: «Я кладу цвет до тех пор, пока это не станет похожим».

1. Голубой . Орнамент на ткани и узкая полоска внизу картины дают представление о том, каким произведение было изначально, пока в него не ворвалась красная стихия. Многие современники, даже друг и биограф Матисса Раймон Эсколье, не знали о приключившейся метаморфозе. Эсколье приводил картину в пример в качестве одной из лучших работ художника, выполненных в голубом цвете. Полотна в голубой цветовой гамме Матисс писал под влиянием принадлежавшей ему картины Поля Сезанна «Три купальщицы».

2. Красный . «Воздействие цвета должно быть непосредственным, и при установлении доли различных цветов в целом требуется большая точность, которая и дает определенность; неясные отношения цветов порождают и неясное, вялое выражение», — писал Матисс. Смену цвета он объяснил заказчику намерением сделать картину декоративнее и красивее.

3. Вазы с фруктами — реальные, корзины с цветами — орнамент, но и те и другие тщательно прорисованы. Натюрморт выделяется на фоне ткани за счет цвета и композиционного решения.

4. Композиция . При всей смелости живописи картина построена на тщательно выверенном «каркасе». Цветы в вазе и орнамент на стене за ними — вершина пирамидальной композиции.

5. Окно . На плоскостном полотне, где ритм задан орнаментом ткани, окно создает прорыв в глубину пространства.

6. Кусты . Матисс говорил, что «солнце нельзя изобразить и можно только представить». Хотя за окном не видно солнца, пейзаж залит светом. Этого эффекта Матисс достигает, обводя листья на кусте черным контуром, таким образом, с помощью черного цвета он создает свет.

7. Деревья . Весной 1908 года, когда Матисс заканчивал картину, в Париже выпал снег и засыпал деревья монастырского сада, который видел из окна художник. Матисс написал их белыми.

8. Скатерть . Хотя на картине отсутствует светотень, Матисс, благодаря компоновке узора на скатерти, оставил воздух между стеной и столом, а также обозначил размеры, объем и границы стола. Ткань, которая «позировала» для «Красной комнаты», можно встретить и на других полотнах. Матисс, всегда тщательно подбиравший орнаменты для картин, называл свою коллекцию материй «рабочей библиотекой».

9. Иерархия . Ее Матисс выстраивал намеренно. Первым делом внимание привлекает женщина, затем взгляд скользит от нее к предметам на столе, за окно, по орнаментальной стене и в последнюю очередь обращается к пустому стулу, приглашающему зрителя разделить трапезу.

10. Женщина . Скорее всего, это жена художника: Амели в тот период позировала для большинства его работ. Хотя картина написана плоскостно, в ней все же есть глубина пространства, и мы можем представить, как женщина проходит между стеной и столом к окну.

Художник
Анри Эмиль Бенуа Матисс

Фото №2 - Культурный код: буйство цвета

1869 — родился в городке Като-Камбрези во Франции в семье торговца.
1890 — прочел руководство для начинающих художников и решил посвятить себя искусству.
1891 — переехал в Париж учиться живописи.
1896 — впервые выставил свои работы, избран членом Национального общества.
1898 — женился на Амели Парейр. У пары родилось двое сыновей, кроме того, супруги воспитывали внебрачную дочь Матисса.
1903 — посетив выставку мусульманского искусства, открыл для себя Восток. Это сильно повлияло на его творчество.
1905 — с подачи критика Луи Вокселя группа художников во главе с Матиссом получила название «фовисты», от французского fauve — «дикий».
1906 — познакомился с русским меценатом Сергеем Щукиным, ставшим самым щедрым его патроном.
1908 — опубликовал основы своей концепции, «Заметки живописца».
1939 — развелся.
1941 — у художника нашли рак желудка, он перенес тяжелую операцию.
1954 — скончался в Ницце. Похоронен на кладбище Симье.

Фото: FINE-ART-IMAGES / LEGION-MEDIA, DIOMEDIA, ARTWORK BY THE ARTIST: © SUCCESSION H. MATISSE

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2020