Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Художники, которые изменили искусство: 35 примечательных картин импрессионистов

Эти мастера иначе взглянули на живопись и изменили отношение к ней критиков и публики

15 февраля 2023

В 1860-х годах плеяда молодых художников отреклась от устоев академизма в живописи и создала новое течение, которые мы знаем как импрессионизм. Работы живописцев из Франции и других стран, которых принято считать основными представителями импрессионизма, отличаются разнообразием техник и сюжетов, а многие из этих полотен не сразу пришлись по душе публике и критикам. Но теперь импрессионизм, подтолкнувший эволюцию живописи, занимает важнейшее место в ее истории. «Вокруг света» собрал небольшую галерею значимых работ известных импрессионистов.

Художники, которые изменили искусство: 35 примечательных картин импрессионистов
Источник:
Wikimedia Commons

Эдуар Мане

Эдуар Мане считается одним из родоначальников импрессионизма, хотя сам художник всегда позиционировал себя как независимого живописца и не участвовал в выставках импрессионистов.

«Музыка в саду Тюильри», 1862. На ранней картине Мане запечатлена пестрая толпа парижан, собравшихся на на концерт в саду Тюильри, — это было нарушение негласного правила не изображать повседневные сцены. Среди людей на первом плане художник изобразил несколько своих знакомых и самого себя

«Завтрак на траве», 1863. Картина, представленная в 1863 году на Салоне отверженных, шокировала публику. На ней художник изобразил обнаженную куртизанку среди одетых мужчин, что казалось немыслимым. Критики тоже не оценили работу, но сам Мане после этой выставки обрел некоторую славу

«Олимпия», 1863. Эта картина оказалась еще более скандальной. Мане написал портрет обнаженной куртизанки, явно вдохновившись полотном «Венера Урбинская» Тициана Вечеллио и явно спародировав его. За таким «нарушением морали» остались незамеченными интересные особенности композиции и цветового решения картины

«Балкон», 1868-1869. На этой картине Мане изобразил (слева направо) будущую жену своего брата художницу Берту Моризо, художника Антуана Гийеме и скрипачку Фанни Клаус, а на заднем плане можно различить Леона Леенхоффа — приемного сына Мане

«Железная дорога», 1872-1873. Вопреки названию, на этом полотне мы не видим собственно станцию или железную дорогу, а лишь наблюдаем клубящийся паровозный дым. Женщина с книгой (для этой картины позировала Викторина Мёран, как и для «Олимпии» и «Завтрака на траве») бросает взгляд на зрителей, а девочка рядом старается рассмотреть в дыму поезд

«Бар в «Фоли-Бержер“», 1881-1882. Вероятно, это самая загадочная из картин Мане, поскольку художник словно играет с реальностью и искажает ее в зеркале на заднем плане. Например, изображение барменши в зеркале под неправильным углом может намекать на двойную жизнь девушки, которая, по всей видимости, была и куртизанкой

1 из 7

«Музыка в саду Тюильри», 1862. На ранней картине Мане запечатлена пестрая толпа парижан, собравшихся на на концерт в саду Тюильри, — это было нарушение негласного правила не изображать повседневные сцены. Среди людей на первом плане художник изобразил несколько своих знакомых и самого себя

Источник:
Wiimedia Commons

Клод Моне

В юности Моне неплохо зарабатывал на жизнь, рисуя карикатурные портреты на заказ. Впоследствии он учился живописи в Париже, где сошелся с Сислеем, Ренуаром и Базилем — вместе эти художники встали у истоков импрессионизма.

«Лягушатник», 1869. Плавучее кафе «Лягушатник» с купальней и лодочной станцией было популярным местом воскресного отдыха парижан. Здесь Клод Моне работал вместе с Пьером Огюстом Ренуаром. Полотно, на котором запечатлены представители разных сословий, многие искусствоведы считают одним из первых образцов импрессионизма

«Пляж в Трувиле», 1870. Местечко Трувиль-сюр-Мер в Нормандии было фешенебельным курортом. Здесь Клод Моне написал несколько картин, изобразив отдыхающих на пляже

«Впечатление. Восходящее солнце», 1872. Картина Моне, написанная в Гавре, не нашла одобрения у критиков, но ее название породило слово «импрессионизм» — его употребил журналист Луи Леруа, назвавший полотно незавершенным

«Вокзал Сен-Лазар», 1877. Моне, старавшийся уловить игру света и дыма, оставил несколько полотен, на которых запечатлены поезда и вокзалы. Когда он писал «Вокзал Сен-Лазар» в Париже, то руководство станции даже задержало поезд, пока художник не остался доволен результатом

«Водяные лилии. Зеленое отражение», 1914. В своем поместье в Живерни Клод Моне написал примерно 250 картин, изобразив на них кувшинки в пруду в разное время года и суток. Многие полотна этой серии продавались на аукционах за десятки миллионов долларов

1 из 6

«Лягушатник», 1869. Плавучее кафе «Лягушатник» с купальней и лодочной станцией было популярным местом воскресного отдыха парижан. Здесь Клод Моне работал вместе с Пьером Огюстом Ренуаром. Полотно, на котором запечатлены представители разных сословий, многие искусствоведы считают одним из первых образцов импрессионизма

Источник:
Wikimedia Commons

Камиль Писсарро

Уроженец карибских колоний Дании Камиль Писсарро отправился учиться во Францию. Впоследствии он стал учеником знаменитого пейзажиста Камиля Коро. В конце 1850-х Писсарро познакомился с другими будущими импрессионистами, включая Клода Моне. При этом Писсарро стал единственным художником, работы которого были представлены на всех выставках импрессионистов, проходивших с 1874-го по 1876 год.

«Иней», 1873. Пейзаж Писсарро, показанный в 1874 году на первой выставке тогда еще будущих импрессионистов, критики обругали, как и работы других художников. На этом полотне Писсарро старался передать впечатление от пограничного состояния природы во время заморозков

«Жатва в Монфуко», 1876. Этот пейзаж Писсарро относится к периоду, когда художник старался уловить и передать цвета природы, освещенной лучами полуденного солнца

«Площадь французского театра в Париже», 1898. В 1880-х годах Писсарро отошел от сложившихся устоев импрессионизма, но к концу XX века вернулся к своему прежнему стилю, который несколько изменился под влиянием постигшей Писсарро болезни глаз. В эти годы художник рисовал уличные сцены, наблюдая за городской жизнью из окна

1 из 3

«Иней», 1873. Пейзаж Писсарро, показанный в 1874 году на первой выставке тогда еще будущих импрессионистов, критики обругали, как и работы других художников. На этом полотне Писсарро старался передать впечатление от пограничного состояния природы во время заморозков

Источник:
Wikimedia Commons

Эдгар Дега

Художник родился в обеспеченной семье, что позволяло ему вести безбедный образ жизни и заниматься живописью ради удовольствия, совершенствуя свои работы. Смерть отца круто изменила жизнь художника, который принялся активно писать картины на продажу. При этом свойственная импрессионистам «размытая» манера письма Дега отчасти связана с тем, что художник испытывал проблемы со зрением, которые усугубились к концу его жизни.

«Хлопковая контора в Новом Орлеане», 1873. Эту картину, передающую атмосферу рабочего дня в разгаре, Дега написал в конторе своего дяди Мишеля Мюссо, владевшего фабрикой по производству хлопка (он изображен сидящим на первом плане). Эдгар Дега рассчитывал выгодно продать картину какому-нибудь бизнесмену, но в итоге в 1878 году она стала первой картиной импрессионистов, купленной музеем

«Абсент» («Люди в кафе»), 1876. На этом полотне Дега запечатлел сцену из жизни небогатых парижан, изобразив женщину, перед которой стоит не первый бокал с абсентом и мужчину с признаками похмелья. Об их пагубном пристастии говорят тени, указывающие на то, что сцена происходит утром. В качестве моделей Дега позировали актриса Эллен Андре и художник Марселен Дебутен, действительно любивший абсент

«Прима-балерина», 1876-1878. Дега неоднократно изображал балерин и танцовщиц, но не во время выступлений, а во время репетиций. Судя по композиции этой картины, художник находился в ложе возле сцены

«Жокеи перед скачками», 1878-1879. Вдохновение Эдгару Дега также дарили скаковые лошади и их наездники. На этой картине художник намеренно оставил «за кадром» часть сцены и скрыл за столбом часть морды ближайшего скакуна

«Мисс Ла Ла в цирке Фернандо», 1879. Здесь Дега запечатлел акробатку, держающуюся за канат лишь зубами. Выбранный художником ракурс передает ощущение высоты, а зритель при этом словно смотрит на девушку в театральный бинокль

«Мытье», 1886. В серии пастелей Дега изобразил девушек во время купания. Художник по традиции выбирал необычные ракурсы, а вертикальная граница, которую создает полка с кувшинами, вызывает ассоциации с японскими гравюрами, как и на картине с жокеями

1 из 7

«Хлопковая контора в Новом Орлеане», 1873. Эту картину, передающую атмосферу рабочего дня в разгаре, Дега написал в конторе своего дяди Мишеля Мюссо, владевшего фабрикой по производству хлопка (он изображен сидящим на первом плане). Эдгар Дега рассчитывал выгодно продать картину какому-нибудь бизнесмену, но в итоге в 1878 году она стала первой картиной импрессионистов, купленной музеем

Источник:
Wikimedia Commons

Пьер Огюст Ренуар

Ренуар познакомился с большинством будущих импрессионистов в 1862 году. Он принял участие в первой выставке художников в 1874-м, а в начале в 1880-х годов постепенно отошел от импрессионизма — исследователи выделяют в его творчестве несколько периодов с 1883-го по 1819 год.

«Ложа», 1874. Картина Ренуара, представленная на первой выставке импрессионистов, получила одобрение критиков, в отличие от работ других художников. Здесь Ренуар реалистично изобразил слегка опечаленное лицо женщины, тогда как остальная часть полотна выполнена в технике импрессионизма. Мужчина на заднем плане, по всей видимости, смотрит в бинокль на какую-то зрительницу

«Бал в Мулен де ла Галетт», 1876. В конце XIX века Монмартр был бедным районом Парижа, но Ренуар предпочитал писать жизнерадостные картины. Он запечатлел атмосферу веселья на танцевальном вечере, который посетили представители богемы и простой люд

«Завтрак гребцов», 1880-1881. Это еще одна работа Ренуара, изображающая непринужденное застолье с участием представителей разных классов. «Завтрак гребцов» Ренуар написал в ресторане «Фурнез», расположенном недалеко от Парижа. Слева за столом сидит Алина Шариго — натурщица и будущая жена художника, а напротив нее у стола сидит импрессионист Гюстав Кайботт

1 из 3

«Ложа», 1874. Картина Ренуара, представленная на первой выставке импрессионистов, получила одобрение критиков, в отличие от работ других художников. Здесь Ренуар реалистично изобразил слегка опечаленное лицо женщины, тогда как остальная часть полотна выполнена в технике импрессионизма. Мужчина на заднем плане, по всей видимости, смотрит в бинокль на какую-то зрительницу

Источник:
Wikimedia Commons

Альфред Сислей

Сислей родился в Париже в семье британского коммерсанта. В 1862 году он стал учеником живописца Шарля Глейра, в студии которого познакомился с Клодом Моне, Огюстом Ренуаром и Камилем Писсарро. На поздние работы Сислея оказало влияние творчество Моне.

«Регата в Молеси», 1874. На этой картине, написанной в Великобритании, Сислей постарался уловить трепетание флагов на ветру и сопутствующую игру света и тени

«Церковь в Море вечером», 1894. В 1870-х годах художник переехал во Францию и поселился в местечке Море-сюр-Луэн, где среди прочего написал серию картин, на которых изображена городская церковь в разное время суток

1 из 2

«Регата в Молеси», 1874. На этой картине, написанной в Великобритании, Сислей постарался уловить трепетание флагов на ветру и сопутствующую игру света и тени

Источник:
Nigel Reed QEDimages / Alamy via Legion Media

Фредерик Базиль

В 1860-х годах молодой Фредерик Базиль познакомился в Париже с будущими импрессионистами. Однако расцвета этого направления Базиль не застал — он погиб на войне в 1870 году.

Художники, которые изменили искусство: 35 примечательных картин импрессионистов
«Купальщики», 1869. Это вторая работа художника в стиле раннего импрессионизма, в которой он запечатлел мужскую наготу в повседневной жизни, изобразив нескольких мужчин во время купания в солнечный день
Источник:
Wikimedia Commons

Арман Гийомен

Гийомен входит в число художников, стоявших у истоков импрессионизма, но, в отличие от них, он долгое время совмещал увлечение живописью с работой в железнодорожной компанией. В 1880-х неожиданный выигрыш в лотерею позволил Гийомену оставить службу и посвятить себя искусству. Он скончался последним из известных импрессионистов в 1927 году.

Художники, которые изменили искусство: 35 примечательных картин импрессионистов
«Акведук в Аркёй», 1874. Некоторые импрессионисты изображали на своих полотнах образцы новой архитектуры или инженерные сооружения. На этой картине Армана Гийомена высокий акведук и железнодорожные пути под ним контрастируют с сельским пейзажем
Источник:
Wikimedia Commons

Гюстав Кайботт

Гюстав Кайботт познакомился с творчеством импрессионистов в 1870-х годах. Будучи обеспеченным человеком, он часто приобретал работы Огюста Ренуара, Клода Моне и других художников — так Кайботт, собрал большую коллекцию полотен импрессионистов, а некоторых буквально спас от нищеты. Его собственные картины при этом оставались в тени работ его друзей, но впоследствии искусствоведы обратили внимание на творчество Кайботта и признали его талант.

«Паркетчики», 1875. На картине Кайботт, как считается, изобразил мастеров во время циклевки пола в его парижской студии. Полотно отличают геометрическая строгость и реалистичность, но оно было представлено на второй выставке импрессионистов в 1876 году

«Парижская улица в дождливую погоду», 1877. Эта картина также показывает тягу художника к геометрической строгости. При этом выбор в пользу дождливой, а не солнечной погоды позволил Кайботту "поиграть" с отражениями прохожих и уличного фонаря во влажных камнях тротуара и мостовой

«Вид на бульвар сверху», 1880. Гюстав Кайботт увлекался фотографией - это увлечение отражалось порой в нестандартных ракурсах, которые он выбирал для картин. Здесь он запечатлел горожан на бульваре под балконом, словно направив на них объектив

1 из 3

«Паркетчики», 1875. На картине Кайботт, как считается, изобразил мастеров во время циклевки пола в его парижской студии. Полотно отличают геометрическая строгость и реалистичность, но оно было представлено на второй выставке импрессионистов в 1876 году

Источник:
Wikimedia Commons

Берта Моризо

Одной из немногих прославленных импрессионисток была Берта Моризо, которая приходилась внучатой племянницей известному живописцу Жану Оноре Фрагонару, а в 1874 года стала женой Эжена Мане, брата Эдуара Мане. Моризо с детства училась живописи, ее работы неоднократно выставлялись на Парижском салоне. В 1860-х она примкнула к кружку будущих импрессионистов, вдохновившись их взглядами.

«Колыбель», 1872. Моризо написала портрет своей сестры Эдмы, качающей колыбель своей дочери. Картина отличается контрастностью и богастством оттенков белого

«Эжен Мане с дочерью в саду Буживале», 1881. Художница написала несколько полотен, на которых запечатлен ее муж, играющий в настольную игру с их дочерью во время прогулки. Эту картину можно назвать образцом стиля художницы, любившей длинные мазки

«В столовой», 1886. На картине, написанной в домашней обстановке, Моризо изобразила горничную и няню своей дочери. Девушка в переднике, у ног которой бегает собака, будто бы на минутку отвлеклась от дел и готова вновь приступить к работе

1 из 3

«Колыбель», 1872. Моризо написала портрет своей сестры Эдмы, качающей колыбель своей дочери. Картина отличается контрастностью и богастством оттенков белого

Источник:
Wikimedia Commons

Мэри Кэссетт

Второй известной импрессионисткой была американка Мэри Кэссетт. В отличие от Моризо, она стала художницей против воли своей семьи. Кэссетт изучала живопись в Париже в 1870-х и смогла познакомиться с импрессионистами и их творчеством. Позднее она была вынуждена прервать карьеру, чтобы ухаживать за матерью и сестрой, но впоследствии вновь взялась за кисть, хотя ее работы больше не относились к импрессионизму.

«Женщина с жемчужным ожерельем в ложе», 1879. В 1870-х Кэссетт написала несколько картин на театральную тему. На этом полотне возле зеркала запечатлена ее старшая сестра Лидия в нежно-розовом платье. Присмотревшись, на картине можно найти отсылки к работам других импрессионистов

«Женщина в черном в опере», 1880. Это еще одно "театральное" полотно Кэссетт, для которого художница выбрала совершенно иные тона, уделив при этом больше внимания зрителям, изображенным на заднем плане

1 из 2

«Женщина с жемчужным ожерельем в ложе», 1879. В 1870-х Кэссетт написала несколько картин на театральную тему. На этом полотне возле зеркала запечатлена ее старшая сестра Лидия в нежно-розовом платье. Присмотревшись, на картине можно найти отсылки к работам других импрессионистов

Источник:
WIkimedia Commons
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения