Орнаменты на картинах Густава Климта не просто орнаменты, они полны фрейдистской символики

Фото №1 - Геометрия любви
Густав Климт «Поцелуй», 1907–1908 годы

Картина «Поцелуй»
Холст, масло, серебро, позолота 180 х 180 см
1907–1908 годы
Ныне хранится в Австрийской галерее Бельведер в Вене

За эпатажные полотна критики не раз обвиняли Климта в извращенном вкусе и называли порнографом. «Поцелуй», однако, завоевал всеобщее признание, и, прежде чем закрылась выставка, где впервые экспонировалась картина, шедевр уже купила государственная галерея за баснословную по тем временам сумму в 25 000 крон.

Несмотря на многочисленные краткие романы Густава Климта (после смерти художника 14 человек называли себя его незаконнорожденными детьми), в жизни живописца была женщина, с которой он сохранял близкие отношения почти 30 лет, — модельер Эмилия Флёге. Специалист по творчеству Климта, куратор коллекции XIX–XX веков в Австрийской галерее Бельведер Альфред Вайдингер считает, что именно ее и себя самого художник изобразил на картине «Поцелуй». Однако лица мужчины не видно, а лицо девушки на полотне почти лишено индивидуальных черт, похоже на маску. Это скорее обобщенный образ идеальных влюбленных.

Творчество Климта, с его противоречивыми женскими образами, — своего рода исследование на тему взаимоотношения полов, занимавшую многие умы в Вене начала XX века. В кофейнях обсуждали «Толкование сновидений» доктора Зигмунда Фрейда — вышедший в 1899 году основополагающий труд по теории психоанализа. На картинах художника в изобилии появилась символика, подобная той, которую выдает спящему человеку бессознательное.

Фото №2 - Геометрия любви

1 Женщина. В отличие от властных и опасных фам фаталь, часто появляющихся на картинах Климта, здесь женщина умиротворенная, почти слившаяся с возлюбленным. По словам искусствоведа Жиля Нере, «“Поцелуй” является самым откровенным символом примирения и объединения полов».

2 Мужчина. Во всей фигуре персонажа читается фаллическая символика. Голова и шея мужчины образуют вытянутую фигуру, а овальный ореол из цветов вокруг лица девушки — женский символ: таким образом, поцелуй — это аллегория физической близости.

Фото №3 - Геометрия любви

3 Покрывало. Объединяющий две фигуры золотой покров украшен спиралями — древним орнаментальным мотивом, который часто трактуют как символ жизни и развития. Воссоединение пары внутри золотого ореола порождает новую жизнь.

Фото №4 - Геометрия любви

4 Прямоугольники. Вертикальные геометрические формы, преобладающие на одежде влюбленного, символизируют мужское начало.

Фото №5 - Геометрия любви

5 Овалы и круги — символы женского начала. Историк искусства Алессандра Комини полагает, что насыщенные символами орнаменты Климта, подобно снам в толковании Фрейда, — связующее звено между сознанием и бессознательным.

Фото №6 - Геометрия любви

6 Цветы. Луг усыпан крокусами и примулами, цветущими ранней весной, когда пробуждаются плодородные силы земли. Пестрый растительный покров «зеркалит» орнаменты на одеждах персонажей: влюбленная пара — гармоничная часть природы.

Фото №7 - Геометрия любви

7 Фон. Использованием золота и серебра в живописи Климт увлекся после того, как в 1903 году посетил Равенну, где был поражен итальянско-византийскими мозаиками VI века. Драгоценный фон превращает поцелуй пары в торжественное таинство.

Фото №8 - Геометрия любви

8 Венок из плюща. Вечнозеленое растение символизирует бессмертие, а также преданность в любви, поскольку плющ обвивает дерево.

Художник
Густав Климт

Фото №9 - Геометрия любви

1862 — родился в Баумгартене близ Вены в семье ювелира и гравера Эрнста Климта.
1876–1883 — изучал различные техники изобразительного искусства в Художественно-промышленной школе.
1897–1905 — был лидером венского Сецессиона (объединения художников, порвавших с традиционной манерой письма).
1900 — вызвал скандал, обнародовав первую из композиций, заказанных для плафона Большого зала Венского университета, с аллегориями Юриспруденции, Медицины и Философии. После конфликта с университетом Климт перестал брать государственные заказы.
1902 — создал «Бетховенский фриз», монументальную фреску длиной 34 метра.
1905–1911 — работал над фризом для дворца Стокле: по эскизам художника дизайнер Леопольд Форстнер выполнил мозаичные панно.
1918 — перенес инсульт и вскоре умер от пневмонии. Всего известно около 250 картин художника.

Фото: ALAMY / LEGION-MEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2017