Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Вдаль по рельсам: 7 самых живописных железных дорог России

Кратчайший из этих маршрутов можно преодолеть за час, а самый длинный — за неделю

6 ноября 2025Обсудить

Мерный стук колес, стакан горячего чая в подстаканнике, увлекательные беседы с попутчиками — в путешествиях по российским железным дорогам есть своя романтика. Кроме того, из окна вагона приятно любоваться сменяющими друг друга красивыми видами. В этом материале Vokrugsveta.ru составил свой топ-7 самых живописных железных дорог России, по которым может прокатиться любой желающий.

Вдаль по рельсам: 7 самых живописных железных дорог России | Источник: jaras72/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
jaras72/Shutterstock/Fotodom.ru

Кругобайкальская железная дорога

Пожалуй, одним из самых красивых и необычных железнодорожных маршрутов России можно назвать Кругобайкальскую железную дорогу (КБЖД), проложенную вдоль побережья Байкала, среди обрывистых скал.

Источник: Alex Slansky/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Alex Slansky/Shutterstock/Fotodom.ru

Строительство дороги, некогда бывшей частью Транссибирской магистрали, началось в 1896 году и закончилось в 1905-м. На грандиозной стройке трудились рабочие разных национальностей: русские, буряты, китайцы, албанцы, а также поляки и итальянцы. Прокладывать путь приходилось в тяжелейших условиях: строительство КБЖД обошлось казне Российской империи в баснословные по тем временам 65 миллионов рублей — потому-то Кругобайкальскую дорогу и прозвали золотой пряжкой на железном поясе России.

Впоследствии этот участок Транссиба был реконструирован, так что сегодня название КБЖД носит тупиковое ответвление магистрали протяженностью 89 километров, которое соединяет город Слюдянка и поселок Байкал. На КБЖД сохранились 38 тоннелей, включая 777-метровый тоннель на мысе Половинный, мосты и другие впечатляющие инженерные сооружения, например, мощная подпорная стенка, прозванная Итальянской.

Карта КБЖД | Источник: ru.wikipedia.org

Карта КБЖД

Источник:

ru.wikipedia.org

В наши дни путешествие по Кругобайкальской железной дороге можно совершить в рамках организованной экскурсии: с июня по август туристический поезд курсирует по КБЖД каждый день, кроме среды, в сентябре — с четверга по воскресенье. Отдельные рейсы (в основном в выходные дни) также осуществляются в январе, феврале, марте, мае и октябре, а вот в апреле, ноябре и декабре экскурсии по КБЖД не проводятся.

Стоимость такого путешествия с выездом из Иркутска и возвращением обратно составляет в 2025–2026 гг. от 10 до 13,5 тысячи рублей (9-12,5 тысячи для ребенка до 12 лет). Однако при желании можно существенно сэкономить: между Слюдянкой и поселком Байкал по КБЖД ежедневно, за исключением среды, ходят пригородные поезда — билет на них стоит чуть больше 200 рублей.

Источник: Nikitin Victor/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник: Alex Spatter/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник: Tilpunov Mikhail/Shutterstock/Fotodom.ru
+1
Источник: Regina Erofeeva/Shutterstock/Fotodom.ru

Чита — Петровский Завод

Для жаждущих красивых пейзажей путешественников весьма привлекательным является примерно 400-километровый участок Чита — Петровский Завод Забайкальской железной дороги. По пути можно любоваться сопками, долинами рек, а также историческими достопримечательностями.

Железнодорожный мост в Чите | Источник: Gennadiy Solovyev/Shutterstock/Fotodom.ru

Железнодорожный мост в Чите

Источник:
Gennadiy Solovyev/Shutterstock/Fotodom.ru

В самом начале маршрута из окна поезда видна Чита с одноименной речкой и Титовской сопкой. Затем состав пересекает Яблоновый хребет. У станции Тургутуй находится высочайшая точка Транссиба (1019 метров над уровнем моря), огромная каменная насыпь, сделанная еще до революции. Ранее здесь был проложен тоннель с символикой магистрали и надписями: «К Великому океану» и «К Атлантическому океану».

Далее по пути можно наслаждаться видами реки Хилок, а у станции Толбага — посмотреть на часовню, возведенную в 1899 году в месте встречи строителей, которые прокладывали железную дорогу с востока и с запада. По прибытии в конечный пункт маршрута, город Петровск-Забайкальский, любознательному путнику стоит посетить Музей декабристов, Дом декабриста Горбачевского и старинный некрополь.

Станция Петровский Завод | Источник: Gennadiy Solovyev/Shutterstock/Fotodom.ru

Станция Петровский Завод

Источник:
Gennadiy Solovyev/Shutterstock/Fotodom.ru

Доехать из Читы до Петровска-Забайкальского или в обратном направлении можно в одном из пассажирских поездов, курсирующих по Транссибу. Стоимость билета начинает от 1600 рублей в плацкартном вагоне, от 2200 рублей — в купейном и от 7200 — в СВ.

Байкало-Амурская магистраль

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) протяженностью около 4,3 тысячи километров без учета ответвлений начинается на станции Тайшет (Иркутская область) и заканчивается на станции Советская Гавань-Сортировочная (Хабаровский край), почти у самого тихоокеанского побережья.

Схема Байкало-Амурской магистрали | Источник: Svetlov ArtemOpenStreetMap contributors, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Схема Байкало-Амурской магистрали

Источник:

Svetlov ArtemOpenStreetMap contributors, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Решение о строительстве этой железной дороги советское правительство приняло еще в 1932 году, но реализации грандиозного проекта в первой половине XX века помешала Великая Отечественная война. Сооружение БАМа возобновилось только в 1974 году, превратившись в великую стройку, на которую отправлялись рабочие и комсомольцы со всей страны.

Они прокладывали путь сквозь глухую тайгу, Становое нагорье, семь горных хребтов, строили мосты, пробивали тоннели, возводили новые поселки. Каждой станции первопроходцы стремились придать неповторимый архитектурный облик.

Во время путешествия по БАМу можно увидеть зеленое море тайги, высокие заснеженные пики горного хребта Кодар, ущелья и, конечно же, поселки и города, основанные строителями магистрали. Такая поездка определенно подарит туристу незабываемые впечатления.

Источник: ALEKSANDR RIUTIN/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник: PavelChigir/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник: Andrei Stepanov/Shutterstock/Fotodom.ru
+2
Источник: Vovez/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник: Konstantin Shishkin/Shutterstock/Fotodom.ru

Увы, проехать по БАМу на одном поезде без пересадок не получится: маршрут придется разбить на три участка. Из Тайшета можно доехать до Тынды (Амурская область), из Тынды — до Комсомольска-на-Амуре, а уже оттуда идет поезд до Советской Гавани. Без учета пересадок дорога займет чуть больше четырех дней, а обойдется такое приключение как минимум в 11 тысяч рублей.

Туапсе — Адлер

Вокзал Туапсе | Источник: Alexey Smyshlyaev/Shutterstock/Fotodom.ru

Вокзал Туапсе

Источник:
Alexey Smyshlyaev/Shutterstock/Fotodom.ru

Железнодорожный маршрут между Туапсе и Адлером в Краснодарском крае примечателен тем, что проходит вдоль побережья Черного моря. За окнами мелькают пляжи, волны, субтропическая растительность, небольшие станции, курортные города и поселки. Иногда дорога идет почти у кромки воды, что создает впечатление передвижения на пароходе.

Проехать по этому маршруту можно примерно за три часа как на поезде дальнего следования, так и на «Ласточке». И если самый дешевый билет в плацкартный вагон стоит около 1000 рублей, то за поездку на электричке придется заплатить меньше 600 рублей.

Источник: ovbelov/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник: Eteri.mik/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник: kuzsvetlaya/Shutterstock/Fotodom.ru
+1
Вокзал в Адлере | Источник: Locomotive74/Shutterstock/Fotodom.ru

Сочи — Красная Поляна

Источник: Collection Maykova/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Collection Maykova/Shutterstock/Fotodom.ru

Еще один живописный железнодорожный маршрут Краснодарского края связывает Сочи с Красной Поляной. Дорога от побережья занимает чуть больше часа. За это время поезд поднимается на высоту 550 метров над уровнем моря, а его пассажиры могут полюбоваться на ущелья, водопады, скалы, горную реку Мзымту, тоннели и виадуки. Особенно захватывающий вид открывается на вершины гор Кавказа.

Билет на «Ласточку» из Сочи до станции Роза Хутор стоит от 428 до 708 рублей, а расписание движения поездов позволяет приехать в Красную Поляну ранним утром и провести тут почти весь день.

Источник: Pavel L Photo and Video/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник: Lilkin/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник: WR studio/Shutterstock/Fotodom.ru

Санкт-Петербург — Сортавала

Если у вас есть желание увидеть красоты Русского Севера, то для начала имеет смысл взять билет на поезд из Петербурга до Сортавалы. Замечательные виды по пути будут вам обеспечены.

Источник: Karasev Viktor/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:

Karasev Viktor/Shutterstock/Fotodom.ru

Поезда до Сортавалы отправляются ежедневно с Ладожского и Финляндского вокзала Санкт-Петербурга, а время в пути составляет от 4 до 6 часов. Часть поездов следует через Выборг, а часть — через Приозерск. В обоих случаях маршрут пролегает через живописные карельские леса, вдоль рек и многочисленных озер. Из окна вполне возможно увидеть лося или даже медведя. Летом в этих краях стоят белые ночи, что позволяет наслаждаться красотами почти круглые сутки.

Прибыв в Сортавалу, можно остаться здесь на несколько дней, ведь в городе и его окрестностях есть немало исторических и природных достопримечательностей. Например, отсюда можно добраться до острова Валаам на Ладожском озере.

Источник: Kekyalyaynen/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник: Zoya Avenirovna/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник: Kekyalyaynen/Shutterstock/Fotodom.ru

Стоимость билета на поезд из Петербурга в Сортавалу составляет от 860 рублей за сидячее место в пассажирском поезде до 1700 рублей за место в «Ласточке». Поездка в купе обойдется уже минимум в 1800 рублей.

Транссибирская магистраль

Чтобы лучше узнать Россию, увидеть ее красоты и многообразие, а также осознать, насколько велика наша страна стоит хотя бы раз проехать по Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока.

Источник: Konstantin Baidin/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Konstantin Baidin/Shutterstock/Fotodom.ru

Путь, включающий упомянутый выше участок между Петровским Заводом и Читой, занимает почти семь дней. За это время за окном мелькают пейзажи Русской равнины, старинные города, Урал, степи, горы и тайга Сибири. В такое путешествие стоит взять книгу с репродукциями известного акварелиста Павла Пясецкого, который в начале XX века ездил по Транссибу и создавал его живописные панорамы. Сопоставлять рисунки Пясецкого с современными видами магистрали — очень интересное и познавательное занятие.

Источник: Vitaliy Kaplin/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник: saiko3p/Shutterstock/Fotodom.ru
Источник: Tilpunov Mikhail/Shutterstock/Fotodom.ru

Стоимость билета на поезд Москва — Владивосток начинается от 16,8 тыс. рублей за место в плацкартном вагоне, а место в купе обойдется минимум в 18,2 тыс. рублей. Существуют также куда более дорогостоящие туристические туры по Транссибу, которые включают ночевки и экскурсии в крупнейших городах магистрали: Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Иркутске и Хабаровске.

Комментарии0
под именем
    РЕКЛАМА