Летний сезон отпусков — горячая пора для любого южного города. И дело не только в количестве туристов, но и в столкновении ментальностей и образов жизни. Вместе с Юлианой Шуниной, основателем агентства
Я переехала в Сочи из Магнитогорска в 2009 году, сразу после окончания университета. Накануне Олимпиады–2014, с дипломом спортивного журналиста на руках, это было очень логичное решение. Но своей я здесь себя не чувствовала довольно долго. Пробовала уехать, но возвращалась — вспоминая о климате, природе и возможностях. По-настоящему местной я стала, когда у меня появилась семья, а с ней — потребность закрепиться. Мы построили дом в живописном селе в окрестностях, и с 2015 я по-настоящему начала прирастать к Сочи.
Сегодня я смотрю на город, его жителей и гостей с позиции местной и, конечно, сразу вижу туристов. Делаю это не намеренно, не из чувства собственного превосходства, просто уж очень красноречивы некоторые маркеры. Поэтому моя история местные vs. туристы — скорее философски-юмористическая, чем остросоциальная.
Маркер № 1. Внешний вид и поведение
Когда разговор заходит о южанах и их отношениях с приезжими, в контекст сразу вплетается легендарное прозвище. Формально — это вызывающе ведущий себя турист, который не уважает окружающих и считает, что ему все должны. Некоторое время назад это слово постоянно звучало из уст местных, особенно тех, кто непосредственно выполнял роль принимающей стороны. Однако, по моим наблюдениям, сегодня его употребляют гораздо реже.
Во-первых, на ситуацию влияет тренд на внутренний туризм — по итогам 2024 года количество внутренних туристических поездок
Во-вторых, сами туристы, которые во время поездок по стране знакомятся с культурой, укладом и ментальностью разных регионов, стали более сдержанно вести себя и на юге, осознав, что и здесь есть люди, которые просто живут в городе и работают в сферах, не связанных с туризмом.
Невероятно, но факт: даже людей в купальниках за пределами пляжа действительно стало меньше. А ведь это всегда был стопроцентный маркер отдыхающих, который вводил в недоумение местных. Чтобы привлечь внимание к проблеме, сочинские фотографы три года назад даже устроили
Но есть и менее явные признаки в поведении, которые выдают приезжих. Я бы назвала это внезапно возникающим инфантилизмом. Условно говоря, у себя дома, где-нибудь в Казани или Екатеринбурге, человек ведет себя максимально осознанно: внимательно переходит дорогу, следит за тем, что он ест и пьет, не подвергает свою жизнь риску.
Но вот турист приезжает на юг и совершенно спокойно начинает купаться в необорудованных местах, есть на пляже вареную кукурузу в разгар сезона ротавируса, зевать на пешеходных переходах и… негодовать, что местные должным образом не позаботились о качестве и безопасности его отдыха.
И, пожалуй, мой любимый поведенческий маркер — это стремление заснять буквально каждый куст и непременное селфи с пальмой. Но это понятно — буйная сочинская растительность при первом знакомстве производит неизгладимое впечатление.
Маркер № 2. Выбор локаций
Красота региона в глазах местных и приезжих выглядит по-разному. Местные ценят чистоту, уют, камерные локации и нетронутую природу где-нибудь подальше от города. Приезжим нравятся уже упомянутые выше пальмы и азалии, вычурная архитектура и общепризнанные достопримечательности.
Если в сезон посмотреть на тех, кто гуляет у Морпорта, в «Ривьере», Олимпийском парке или дендрарии, то 90% — это точно приезжие. Их видно по блуждающему взгляду, упорному желанию успеть все и сразу и насладиться отпуском по максимуму. Местные в такие туристические хабы выбираются реже, причем делают это преимущественно не в сезон.
Отдельно стоит сказать о Красной Поляне. Во-первых, местные ездят «в Красную Поляну», а туристы — «на». Во-вторых, у этих двух категорий крайне разное восприятие живописного курорта. Для отпускников рвануть из Сочи на электричке рано утром в Красную Поляну, весь день там гулять, а вечером вернуться обратно — отличный план, никаких сложностей! А вот для горожан — это целый квест. Кажется, что это очень сложно, очень дорого и вообще непонятно, надо ли. Горы? Горы и из окна видно.
Когда-то я работала в нескольких проектах, которые базировались именно в Красной Поляне, и нередко слышала от местных знакомых что-то вроде: «О, и как там? Я не был(а)». Вот и получается, что этот курорт скорее для приехавших (а иногда и переехавших) — там есть свои сообщества бегунов, любителей йоги, айтишников, которые приезжают искать вдохновение, нетворкинг и душевный покой. Таких тоже, кстати, видно сразу.
Маркер № 3. Купание в море
О каком бы приморском городе ни заходила бы речь, почему-то практически незыблемой истиной считается мнение, что местные в море не купаются. На самом деле, тезис одновременно и верен, и нет. Скажем, парни и девушки, не обремененные семьей и кучей дополнительных обязанностей, наверняка находят время и ресурс на то, чтобы вечером или на выходных сходить на пляж. А вот те, кто ведет стандартный образ жизни, из серии «дом — детский сад — работа — детский сад — закупка продуктов — дом», действительно редко выбираются к морю в сезон.
И это совершенно ординарная история. Никто, живя на Урале, не выезжает каждый день на Уральские горы, как бы прекрасны они ни были. Так и здесь. Ездить на море каждый день — это в первую очередь трудозатратно. Плюс — местные не видят смысла искать себе место под солнцем среди толп туристов. Я, например, купаюсь с детьми несколько раз за сезон. В начале лета, когда вода еще прохладная, людей мало, а сводок о вспышке инфекций в инфополе нет. И где-нибудь в сентябре, когда вода хорошо прогрета, а туристы разъехались по школьно-рабочим делам.
Но люди, которые приехали в отпуск, пытаются наполнить морем каждую свободную минуту. И сколько бы ни твердили умные люди об опасности нахождения на солнце с 12 до 16, даже в этот палящий зной пляжи не пустуют. Если вы видите человека с обгоревшими плечами и носом, даже не сомневайтесь: он приехал в Сочи ненадолго и готов взять от пляжного отдыха все: плавать, загорать, обедать, спать и болтать с друзьями, не покидая лежаков.
Кстати, работает это и в противоположную сторону: даже дождливая погода (а в июне она почти всегда именно такая) не останавливает туристов от походов на пляж, стучащих от холодной воды зубов и негодований в стиле: «А еще говорят — в Сочи лето круглый год!»
Маркер № 4. Походы на рынок
Если и есть в Сочи локация, которая может стать местом культурно-ментального противостояния даже в относительно осознанную «постбздыховскую» эру, то это, конечно, рынок. В любом городе мира это именно то пространство, где можно буквально физически ощутить, как здесь живут, говорят, думают и решают дела.
Прилавки, на которых нет цен, — классика жанра. Наметанным глазом продавцы вылавливают туристов, которые забрели сюда в поисках местного колорита, килограммов дешевых фруктов, съедобных сувениров для родственников (нужное подчеркнуть) и смотрят на этот «местный колорит» с восторженностью и даже неким почтением.
Тут-то и происходит магия. Инжир, который пять минут назад стоил 400 рублей, внезапно дорожает до 800, самая простая чурчхела преподносится как редкий деликатес, а «вы-такого-вина-никогда-не-пробовали-я-вам-гарантирую» появляется откуда-то из потаенных недр. Впрочем, все честно: в ресторане такого точно не нальют.
И тут я опять-таки взываю к личной сознательности: даже если в вас с ног до головы видно туриста, на рынке вы можете сомневаться, торговаться и искать продавцов, которые четко пишут цены — их с каждым годом все больше.
Маркер № 5. Еда
Наконец, маркер, почти на 100% выдающий туриста, — это выбор еды. Едва нога путешественника ступает на благодатную сочинскую землю, в его голове загораются три лампочки: хинкали, хачапури по-аджарски (или «лодочка» — на сочинский манер) и шашлык.
Даже когда к нам приезжают друзья, знающие толк в изысканных блюдах, первым делом они просят отвести их не в какой-нибудь новый модный ресторан на побережье, а в обычную хинкальную — чтобы никаких экспериментальных начинок, а просто сочное мясо и бульончик внутри.
«Лодочки» в Сочи в принципе подают везде — для этого не обязательно прицельно выбирать грузинский ресторан. Ну а про запах шашлыка, который заставляет заказывать это блюдо даже тех, кто не собирался, и говорить нечего. В сознании туриста отпуск и шашлыки — это почти синонимы.
А вот местные чаще либо едят дома, либо выбираются в рестораны за новым гастрономическим опытом, на который легендарное (и, безусловно, вкусное!) трио все-таки тянет с трудом.
Второй гастрономический «симптом» приезжих — это изобильные столы. Если местные, встречаясь с друзьями, чаще всего выбирают по блюду и напитку на человека, то компании отпускников часто заказывают «в стол» — несколько порций горячего на одной большой тарелке, парочка нарезанных на ломтики хачапури, всевозможные нарезки и закуски и (это обязательно!) графин с компотом.
***
Юг, конечно, меняет всех. Кто-то находит здесь себя, кто-то — новый дом, а кто-то — бронзовый загар и повод обновить ленту в соцсетях. Но чем дольше живешь у моря, тем яснее понимаешь: неважно, сколько у тебя в телефоне фото с пальмами, как часто ты ешь хачапури и ездишь в (на?) Красную Поляну. Важно то, с каким настроем ты смотришь вокруг.
Сочи умеет быть разным: шумным и безмятежным, капризным и щедрым. И если относиться к нему с уважением, он отвечает тем же. Да, мы по-прежнему отличаем туристов по купальникам вне пляжа, а они нас — по отсутствию загара в июле. Но, кажется, это история не о противостоянии, а о разнообразии. И знаете: если в какой-то момент вы почувствовали, что вам в Сочи действительно, безусловно, хорошо — считайте, вы уже местный.
Известны нам и мнения сочинцев, чья работа — обслуживать отдыхающих. Отельеры с гидами уверены, что туристы в Сочи стали намного требовательнее и даже наглее.