Чтобы выжить, бабочки научились защищаться от врагов. В процессе эволюции на их крыльях появились изображения, напоминающие глаза хищников, полагают ученые.

Фото №1 - «Глаза» на крыльях бабочек защищают их от хищных птиц

Каждый человек хотя бы раз в жизни видел бабочку, узор на крыльях которой напомнил ему глаза. Такие изображения выполняют очень полезную функцию — они обеспечивают бабочкам защиту от хищных птиц.

Прежде британские ученые считали, что узоры на крыльях бабочек отваживают хищников, потому что представляют собой сочетание цветов и фигур, которые им не нравятся. Однако ученые из Университета Ювяскюля в Финляндии не согласны с этим. В своем исследовании они доказали, что «глаза» на крыльях бабочек имитируют глаза хищников, угрожающих врагам насекомых.

Финские ученые провели интересный эксперимент. На полу птичьей клетки они разместили монитор компьютера, на который вывели изображение личинки жука (мучного хрущака). Затем они запускали в клетку хищника — большую синицу (Parus major) и, когда она нападала на изображение личинки, меняли картинку на мониторе и фиксировали реакцию птицы. На дисплее каждый раз показывали одну из пяти картинок: сову с открытыми глазами; сову с закрытыми глазами; бабочку с изображением на крыльях, похожим на открытые глаза совы; ту же бабочку с видоизмененным, но контрастным изображением на крыльях; ту же бабочку без «глаз» на крыльях.

Птицы, как и ожидали ученые, сильно реагировали на вид совы с открытыми глазами, но чуть сильнее они реагировали на изображение бабочки с «глазами» совы на крыльях. На остальные изображения бурной реакции не наблюдалось. Полученные данные, подчеркивают исследователи, показывают, что большие синицы воспринимают изображения на крыльях бабочек как угрозу, потому что они похожи на глаза сов, которые едят этих птиц.

Таким образом, гипотеза о мимикрии объясняет результаты эксперимента лучше, чем гипотеза о заметности «глаз», делают вывод ученые. Опираясь на полученные данные, исследователи предполагают, что изображения на крыльях бабочек появились в результате эволюции.

Кроме узора на крыльях, бабочки обладают целым набором специальных приспособлений , помогающих им выживать. Правда, некоторым бабочкам повезло — о выживании заботятся не они, а люди, которых эти насекомые покорили своей красотой. О том, как в Малайзии на крупнейшей в мире ферме бабочек разводят этих насекомых , «Вокруг света» писал несколько месяцев назад.