Китай попробует доставить на Землю грунт с обратной стороны Луны

И вот зачем это нужно астрономической науке

25 апреля 2024
Китай попробует доставить на Землю грунт с обратной стороны Луны

Изображение сгенерировано нейросетью и носит иллюстративный характер.

Midjourney

На обратной стороне Луны есть гигантская дыра, официально она зовется бассейном Южный полюс — Эйткен или SPA. Это один из крупнейших известных кратеров всей Солнечной системы и по совместительству глубочайшая и древнейшая ударная структура Луны. Ее ширина превышает 2500 километров, а глубина достигает восьми километров, чего достаточно, чтобы поглотить две Индии и почти целиком скрыть Гималаи. И китайские тайконавты планируют здесь высадиться.

Одна из популярных теорий говорит, что SPA, возможно, появился в результате взрыва, вызванного шквалом астероидов миллиарды лет назад. Но чтобы проверить это предположение, нужно заполучить камни из этого самого бассейна. И Китайское национальное космическое управление (CNSA) уже готовит миссию «Чанъэ-6» на Луну. Миссия может быть запущена уже 3 мая.

Ожидается, что «Чанъэ-6» сбросит спускаемый аппарат, который пробурит и выкопает два килограмма почвы и камней. Эти образцы модуль подъема доставит обратно на орбитальный аппарат. В Китай они попадут спустя 53 дня, в капсуле, которая спустится на поверхность Земли на парашюте. В дальнейшем камни обещают распространить по всему миру, чтобы научное сообщество могло дать объективный ключ к разгадке появления SPA.

Особенно ученых интересует вопрос даты появления кратера. Потому что некоторые астрономы считают, что бассейн образовался 4,3 миллиарда лет назад, а другие полагают, что удар произошел сотни миллионов лет спустя — примерно 3,9 миллиарда лет назад.

Образцы также могут помочь объяснить, почему два «лица» Луны такие разные. Ближняя к нам сторона вымощена гладкими и похожими на море потоками лавы, а толщина ее коры оценивается в 30–40 километров. Дальняя же сторона, чья кора в два раза толще, испещрена ударными кратерами. И химический состав участков тоже разнится.

Для полноценного и достоверного исследования, по словам ученых, понадобится огромная удача. Потому что большинство пород в ожидаемых местах отбора проб представляют собой базальт — лаву от извержений древних вулканов. В идеале нужно найти фрагмент лунной мантии с на глубины десятков километров. Но планетологи, которые раньше проводили дистанционное зондирование, считают, что вероятность такой находки невелика. Так или иначе, это будет одно из самых важных и интересных прилунений в истории.