Ученые под руководством Теда Максвелла (Ted Maxwell), геолога из Смитсоновского музея авиации и космонавтики (Smithsonian National Air and Space Museum), США , обнаружили исчезнувшее озеро в самом сердце пустыни Сахара, в Египте, сообщает Science News. Открытие было сделано благодаря снимкам, полученным с космического челнока. Озеро образовалось около 250 тыс. лет назад, а 80 тыс. лет назад окончательно высохло. О существовании этого озера, расположенного в 400 км от реки Нил, стало известно благодаря обнаружению останков рыб в 80-е годы.

Понимание того, что такие источники воды существовали в то время, когда люди уходили из Африки, помогло ученым в нахождении этого озера. Ветры пустыни и пески разрушили большую часть региона, когда-то наполненного озерами. Другие исследования нашли свидетельства существования огромных озер на территории Чада , Ливии и Судана .

Максвелл рассказал, что они задумались над тем, как рыба могла попасть туда. А в 2000 году астронавты с шаттла «Индевор» (space shuttle Endeavour) сделали высококачественные фотографии этого места. Ученые проанализировали эти снимки, чтобы понять, как вода исчезала с территории Северной Африки с тех пор, как появилась река Нил.

В Египте, в регионе Тушка (Tushka), исследователи обнаружили территорию, в которой могла находиться вода после разлива реки. Озеро имело площадь около 350 км и могло распространяться вплоть до границ современного Судана. В то время в районе Тушка было гораздо больше дождей и он был покрыт лугами. «Озеро расширилось из-за проливных дождей на юге, где протекает Нил, а затем высохло из-за изменения климата. Озеро разрасталось и уменьшалось в течение нескольких тысяч лет», – рассказал Максвелл.

Напомним, что в 2007 году группа специалистов Бостонского университета (Boston University), США, под руководством геолога Фарука Эль-База (Farouk El-Baz) обнаружила подземные остатки древнего пресноводного озера в засушливом регионе Дарфур (Darfur) на западе Судана. Примерно тогда же исследователи из института океанографии Токийского университета (Ocean Research Institute, University of Tokyo), Япония , нашли гигантское подводное соляное озеро на дне Средиземного моря примерно в 100 км к юго-западу от острова Крит . По словам представителя института, концентрация соли в этом загадочном образовании в 9 раз превышает ее содержание в обычной морской воде.