На Земле похолодает

Ученые лаборатории космических исследований Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН обнаружили двухвековое циклическое изменение светимости Солнца , оказывающее, по их мнению, определяющее влияние на изменение климата Земли , сообщает РИА «Новости».

По словам заведующего лабораторией Хабибулло Абдусаматова, в течение последних нескольких тысячелетий существовала несомненная прямая связь между двухвековыми циклическими вариациями солнечной светимости и изменениями глобальной температуры на Земле.

Ученые исследовали влияние 11-летней и двухвековой циклических вариаций светимости Солнца на изменение климата Земли. В результате было установлено, что влияние 11-летней вариации светимости на климат сглаживается и практически не проявляется благодаря термической инерции Мирового океана.

Однако двухвековые циклические вариации интенсивности солнечного излучения непосредственно оказывают определяющее влияние на изменение климата Земли с отставанием на 15-20 лет из-за термической инерции Земли. Солнце несет основную ответственность за изменение климата, отмечает ученый.

Циклическое двухвековое изменение солнечной светимости оказывает влияние не только на климат нашей планеты, но и определяет наблюдаемые параллельные потепления на Марсе и других планетах солнечной системы.

По мнению ученого, согласно обнаруженной закономерности, ориентировочно к середине этого века на Земле произойдет глубокое похолодание, обусловленное естественным снижением потока солнечного излучения. Оно может быть сравнимо с похолоданием в 1645-1715 годах во всей Европе , в Северной Америке и Гренландии , во время маундеровского минимума солнечной активности. Тогда в Лондоне замерзла Темза, в Париже - Сена, а в Голландии - все каналы. В Гренландии, название которой означает «зеленая земля», вследствие наступления ледников люди были вынуждены оставить часть поселений.

В стадию медленного уменьшения светимости Солнце вступило еще в середине 90-х годов прошлого столетия. Наблюдаемое же в настоящее время глобальное потепление климата Земли ученый объясняет тем, что наша планета, подобно нагретой сковородке, все еще отдает тепло, накопленное в течение практически всего 20-го столетия. Обнаруженная закономерность также доказывает, что наблюдаемое повышение концентрации углекислого газа в атмосфере не может значительно повлиять на изменение земного климата. Этот фактор никак не может конкурировать с вкладом роста двухвековой солнечной светимости в глобальное потепление климата, считает ученый. По его мнению, с парниковым эффектом, вызванным ростом концентрации углекислого газа в атмосфере, может быть связана лишь незначительная часть наблюдаемого повышения температуры.

Неожиданное для климатологов начало остывания верхних слоев Мирового океана - явное свидетельство того, что глобальный тепловой максимум на Земле уже достигнут, подчеркивает ученый.