Вредно ли есть генетически модифицированный картофель?

Для улучшения и защиты урожая лучше использовать гены, а не химию

21 февраля 2012
Вредно ли есть генетически модифицированный картофель?
Викисклад / Donna (CC BY-SA 2.0)

Небольшой экскурс в историю. Примерно в середине XIX века на посадки картофеля в Ирландии напала страшная болезнь, которую назвали картофельной гнилью. Сначала чернели и засыхали листья. А спустя несколько дней те, кто выкапывал клубни, видели на их месте черную склизкую гниющую массу. Более миллиона человек тогда умерли (от голода. — Примеч. ред.), еще два миллиона покинули Ирландию.

Это заболевание (фитофтороз) вызывается грибным патогеном Phytophthora infestans (Mont.) de Bary, который относится к классу оомицетов. Оно существует и в наши дни (известно в народе как фитофтора. — Примеч. ред.) и уничтожает около 20% из 320 млн тонн ежегодного урожая картофеля в мире.

Традиционные методы селекции растений в данном случае не помогли выработать сопротивляемость (и вовсе не потому, что плохи гены, определяющие резистентность картофеля, а из-за сопутствующего им генетического багажа десятков тысяч других генов). Поэтому вместо селекции картофель стали поливать фунгицидами.

В Великобритании растущий картофель опрыскивают 10–15 раз. Фунгициды — токсичные соединения, одно хуже другого. Медьсодержащие фунгициды, используемые фермерами, занимающимися органическим земледелием (да, такие фермеры тоже используют пестициды), — отдельная проблема. Фунгициды ядовиты для людей и животных. Но еще хуже то, что из-за них развиваются медно-резистентные микробы, которые часто устойчивы также и к антибиотикам.

А если разобраться, какие гены дикого картофеля нужно использовать, чтобы противостоять этой напасти? Если я скажу, что могу выделить всего несколько генов дикого картофеля, к которому вы бы даже не прикоснулись, и добавить их в нашу аппетитную картошку? Никакого генетического багажа, только нужные гены резистентности. И это по-прежнему будет то же самое любимое блюдо.

Именно это и сделали британские генетики, проводившие в Норфолке испытания генетически модифицированного картофеля. Немецкая компания BASF Plant Science пошла на шаг дальше — она ожидает от Евро комиссии одобрения нового сорта ГМкартофеля «Фортуна», устойчивого к болезни.

Ученые из Sainsbury Laboratory (Великобритания), Вагенингенского университета (Нидерланды) и BASF, опираясь на десятки лет изучения естественной сопротивляемости болезням, создали сорта картофеля, которые просто игнорируют это заболевание. Если этот сорт одобрят, «Фортуну» можно будет выращивать и продавать по всей Европе к 2014–2015 годам.

Вредны ли добавленные гены? Нет, это лишь фрагменты ДНК, не хуже других в картофеле. Вредны ли кодируемые ими белки? Нет, это незначительные вариации защитных белков, которые уже были у картофеля, но стали неэффективными. Может ли добавление генов стать источником неожиданных проблем? В докладе ЕС, основанном на 25-летних исследованиях биобезопасности генетически модифицированных организмов (ГМО), делается вывод, что генетические модификации сельскохозяйственных культур не опаснее традиционных.

Но получите ли вы этот вкусный, здоровый, нетронутый фунгицидами картофель? Не знаю. Ведь это же ГМО! Экоактивисты создали ГМО плохую репутацию. Против ГМО выдвинуто много страшных обвинений, хотя ни одно из них не выдерживает тщательной научной проверки.

Суть же в том, что для улучшения и защиты сельскохозяйственных культур, таких как картофель, лучше использовать гены, а не химию — для нас, для почвы и для всех тех многочисленных существ, с которыми мы делим нашу планету. Почему мы предпочитаем пугаться глупостей и неохотно верим целым горам доказательств биологов?