Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Достать айсберг

19 января 2012
Достать айсберг


Решение использовать айсберги для получения пресной воды, казалось бы, очевидно, а цель — благородна. Поэтому в последние два столетия проекты подобного рода появлялись один за другим. На пороге третьего тысячелетия человечество столкнулось с серьезными проблемами. Стремительный рост численности населения, истощение природных ресурсов, глобальное изменение климата лишь усугубили ситуацию с нехваткой пресной воды. При нынешних темпах роста ее потребления к 2025 году воды будет остро не хватать уже для 1,8 млрд человек. Если раньше к идее транспортировки айсбергов в научных кругах относились как к безумной авантюре, то теперь пришло время основательно ее обдумать.

Один из самых амбициозных современных проектов — IceDream. История его началась с появившейся в 1970-х годах у двух полярных исследователей, Поля-Эмиля Виктора (PaulEmile Victor) и Жоржа Мужена (Georges Mougin) идеи транспортировки айсбергов. Вместе с принцем Саудовской Аравии Мохаммедом аль-Файзалом (Mohammed al Faisal) они основали в 1975 году компанию Iceberg Transport International, сотрудники которой изучали возможность транспортировки и дальнейшего использования арктических столовых айсбергов. Но в те времена было невероятно сложно правильно оценить и просчитать такой сложный проект. И в 1981 году IceDream, столкнувшись с многочисленными трудностями, свернула свою деятельность.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 2009 году. Гляциологи и океанографы, работающие с Муженом, воспользовались программным обеспечением компании Dassault Systèmes, позволяющим работать со сложными 3D-моделями.

С помощью этой программы можно просчитать алгоритм действий и учесть сотни факторов — погодные условия, скорость морских течений, вероятность столкновения с нефтяными пятнами или другими айсбергами, скорость таяния льда.

Для примера они решили смоделировать сценарий транспортировки настоящего столового айсберга (размерами 163 x 236 x 189 м и весом 7 млн тонн) от берегов Ньюфаундленда до Канарских островов. Предварительное радиозондирование айсберга позволило бы выбирать только прочные глыбы льда и свести к минимуму риск того, что айсберг в ходе транспортировки расколется. Для защиты ледяной горы от быстрого таяния в теплых водах предназначена «юбка» из геотекстильного материала, в которую «упакуют» айсберг. Это же ограждение должно спасти его от загрязнений вроде нефтяных пятен.

Трехмерное моделирование показало, что оптимальный вариант — использовать один мощный буксир тяговой силой 130 тонн (а не, к примеру, несколько буксиров). На транспортировку понадобится 141 день, скорость буксировки составит 1,8 км/ч. За это время айсберг потеряет 38% от своего изначального веса, но и того льда, что уцелеет, хватит, чтобы на год обеспечить водой около 35 тыс. человек.

Андрей Глазовский, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник отдела гляциологии Института географии РАН, полагает, что проект IceDream технически вполне осуществим. Но информация, представленная на сайте проекта, пока не дает возможности оценить глубину его научно-технической проработки. В частности, необходимо учесть ряд сложностей, с которыми можно столкнуться при транспортировке айсберга, в том числе неустойчивость айсберга и вероятность, что он раскрошится прямо в пути.

Достать айсберг


Айсберг — на водку!

Масштабные продажи питьевой воды, полученной из айсбергов, — это пока только планы, а вот водка — уже реальность. Практичные канадцы уже 17 лет производят ее, используя талую воду айсбергов Ньюфаундленда. Несколько лет назад это стало серьезной проблемой для туристических компаний. Их клиенты, многие из которых приезжают в Канаду исключительно ради того, чтобы насладиться величественными видами ледяных глыб, стали жаловаться на шум. Оказалось, что создают его приехавшие за очередной партией льда сотрудники водочной компании. Вопрос пытались было решить на правительственном уровне, но выяснилось, что в Канаде нет закона, запрещающего собирать такой «урожай».

Безумцы и практики

Идея Виктора и Мужена не нова. Однако ни один из проектов использования айсбергов как источников питьевой воды, которых предлагалось множество, не был реализован. Настоящим энтузиастом в этом деле стал океанограф Джон Исаакс (John Isaacs). В 1949 году на семинаре в Институте океанографии Скриппса он выступил с проектом буксировки антарктических айсбергов в район Южной Калифорнии.

Глыбу весом в 8 млрд тонн Исаакс собирался дотащить до Сан-Диего за 200 дней. Возлагая большие надежды на попутные морские течения, он планировал обойтись шестью океанскими буксирами общей мощностью в 80 тыс. л. с. Одни из присутствующих встретили идею восторженно, другие сочли ее безумной. В последующие годы Исаакс выступал с новыми предложениями, его проекты из года в год дополнялись деталями, но дальше разговоров дело не пошло.

Впрочем, история знает и примеры успешного вовлечения айсбергов в экономику. Правда, не в качестве источника воды, а в качестве холодильника. Во второй половине XIX века айсберги небольших размеров успешно буксировали с помощью обычных судов с южных берегов Чили на север, в порт Вальпараисо. Там они были востребованы на пивоварнях. С 1960-х годов проблемой транспортировки айсбергов озаботились компании, занимающиеся разработкой нефтяных и газовых месторождений, — им пришлось страховать буровые установки от столкновения с ледяными глыбами. Сегодня это стало обыденным делом — успешно буксируются не только небольшие айсберги, но и достигающие веса 3–4 млн тонн.

Достать айсберг


Джером Бейкер (Jerome Baker), владелец судна «Викинг» (мощность 9 600 л. с., длина 81 м, водоизмещение 4 600 тонн), и его команда из 14 человек обслуживают стационарную нефтяную платформу Hibernia, расположенную в бассейне Жанны Д’Арк в Атлантическом океане неподалеку от побережья Ньюфаундленда. Их задача — вовремя перехватывать айсберги и оттаскивать подальше от платформы. Методика проста: команда обвязывает ледяную глыбу полипропиленовым канатом (кажется, что это просто, но иногда на эту процедуру уходит 2–3 дня), крепит к «Викингу» и очень медленно, со скоростью 1,8 км/ч, оттаскивает айсберг. Хотя Hibernia — одна из крупных платформ, спроектированная таким образом, чтобы выдержать столкновение и с очень мощными айсбергами, владельцы компании, как поясняет Бейкер, предпочитают избегать столкновений даже с таким куском, размеры которого не больше пианино. Так что работы «Викингу» хватает.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения