Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Художник и знаток: как живописцы Возрождения помогали ученым получать новые знания

Искусство средневековых художников было ограничено сакральными темами и богословским каноном. Но затем все изменилось

13 июня 2025Обсудить

По каким законам строится перспектива? Как ведут себя мышцы в движении и покое? Как «работает» человеческий глаз? Отвечая себе на эти и другие вопросы, художники эпохи Возрождения помогали ученым, а подчас и опережали их в научных изысканиях.

Художник и знаток: как живописцы Возрождения помогали ученым получать новые знания | Источник: Album / Prisma via Legion Media
Источник:

Album / Prisma via Legion Media

Есть ли крылья у ангелов и допустимо ли изображать Христа в виде агнца — такие вопросы прежде всего занимали умы средневековых художников. Их искусство было ограничено сакральными темами и существовало в строгих рамках богословского канона. Лишь в книжных иллюстрациях они могли позволить себе большую свободу.

Источник: Public domain
Источник:

Public domain

Все стало радикально меняться в эпоху Возрождения. Это было удивительное время восстановления утраченных и обретения новых знаний, время, когда теология постепенно теряла статус важнейшей из наук.

Ренессанс разом вернул искусству портрет, пейзаж, натюрморт (пусть поначалу лишь как детали религиозной живописи), светские сюжеты, светотеневую лепку форм, сложные позы, интерес к обнаженному телу — все достижения Античности, «похороненные» богословами Средневековья.

И хотя Античность была мертва, лучшим умам XV века она казалась спящей красавицей, которую можно разбудить.

Перспектива и пропорции

Древнейший сохранившийся текст с попыткой определить правила перспективы — это античный трактат «Оптика» математика Евклида, жившего в IV–III веках до н. э. По римским фрескам видно, что художники старались применить ее на практике, однако их знаниям не хватало системы. И эта система — последовательная, математически обоснованная, ориентированная на человеческий глаз — в эпоху Ренессанса сложилась в Италии.

Роспись зала в древнеримской вилле в Боскореале, в окрестностях Везувия, около 50–40 года до н. э. | Источник: METROPOLITAN MUSEUM OF ART

Роспись зала в древнеримской вилле в Боскореале, в окрестностях Везувия, около 50–40 года до н. э.

Источник:

METROPOLITAN MUSEUM OF ART

То, как размеры объектов зависят от их удаленности от зрителя, показал в первой трети XV века Филиппо Брунеллески — архитектор и скульптор, создатель купола флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Брунеллески применил линейную перспективу в двух написанных им видах Флоренции. Увы, картины не сохранились.

А принцип построения линейной перспективы объяснил вскоре другой архитектор, Леон Баттиста Альберти, в «Трактате о живописи» 1435 года. Он уподобил плоскость картины сечению «зрительной пирамиды», где все параллельные линии, уходящие в глубину, изображаются сходящимися в одной точке на линии горизонта.

Фра Анджелико. «Благовещение». Около 1451 года | Источник: Wikimedia Commons

Фра Анджелико. «Благовещение». Около 1451 года

Источник:

Wikimedia Commons

Изыскания этих архитекторов, давшие искусству логику, которую мог освоить каждый, немедленно взяли на вооружение скульпторы и живописцы: Донателло (друг Брунеллески) — в рельефе «Святой Георгий и дракон», Лоренцо Гиберти (соперник Брунеллески) — в рельефах дверей Флорентийского баптистерия, а Мазаччо и Анджелико — в живописи.

Двери Флорентийского баптистерия, главный шедевр Гиберти, за совершенство исполнения прозвали «Райскими вратами» | Источник: Wikimedia Commons

Двери Флорентийского баптистерия, главный шедевр Гиберти, за совершенство исполнения прозвали «Райскими вратами»

Источник:

Wikimedia Commons

После них перспективой увлеклись Паоло Уччелло, о котором современники говорили, что его идеально построенные колонны красивее, чем его Мадонны, а также Пьеро делла Франческа, который был не только живописцем, но и прекрасным математиком. В работе «О живописной перспективе» он описывал способы перспективного построения предметов любой формы, включая человеческое тело.

Идеи из второго трактата Франчески «О пяти правильных телах» позже развил в работе «Божественная пропорция» его ученик Лука Пачоли. Сейчас эта книга 1509 года более всего ценна иллюстрациями, созданными Леонардо да Винчи. Есть теория, что именно Пачоли подтолкнул да Винчи к попытке расшифровать изложенную римским архитектором Витрувием в I веке до н. э. формулу совершенных пропорций человека.

Идеи Пьеро делла Франчески развивал в работе «Божественная пропорция» его ученик, математик Лука Пачоли | Источник: National Gallery of Capodimonte

Идеи Пьеро делла Франчески развивал в работе «Божественная пропорция» его ученик, математик Лука Пачоли

Источник:

National Gallery of Capodimonte

Правда, еще до Леонардо иллюстрации к рассуждениям Витрувия делали художник и механик Мариано ди Якопо по прозвищу Таккола (1440-е), а также живописец и архитектор Франческо ди Джорджо Мартини (ок. 1480) и друживший с флорентийским гением Джакомо Андреа да Феррара (ок. 1490).

Леонардо так и не выпустил своего «Витрувианского человека» в мир, оставив среди заметок и зарисовок | Источник: Public Domain

Леонардо так и не выпустил своего «Витрувианского человека» в мир, оставив среди заметок и зарисовок

Источник:

Public Domain

Иллюстрации к «Божественной пропорции» — единственные рисунки Леонардо да Винчи, опубликованные при его жизни | Источник: Public Domain

Иллюстрации к «Божественной пропорции» — единственные рисунки Леонардо да Винчи, опубликованные при его жизни

Источник:

Public Domain

«Немецкий Леонардо» Альбрехт Дюрер тоже интересовался идеальными пропорциями. Написать работу «Четыре книги о пропорциях человеческого тела…», по словам Дюрера, его побудила печаль по утраченным знаниям древнегреческих художников, чьи «благородные книги, возможно, были совершенно уничтожены в раннюю пору Церкви из ненависти к язычеству».

Начав с промеров античных Аполлона и Геракла, Дюрер постепенно пришел к необходимости искажать их прекрасные формы «ради верности природе» и предложил варианты типов сложения мужчин, женщин и детей.

Альбрехт Дюрер написал и проиллюстрировал «Четыре книги о пропорциях человеческого тела» | Источник: Germanic National Museum in Nuremberg

Альбрехт Дюрер написал и проиллюстрировал «Четыре книги о пропорциях человеческого тела»

Источник:

Germanic National Museum in Nuremberg

Кстати, время на книгу по геометрии и перспективным построениям он тоже нашел. И описал подсмотренный в Италии способ строить перспективу, используя стекло с нарисованной сеткой, а также изобретенный им самим, довольно неудобный, — делать это при помощи перекрещивающихся нитей и подвижной пластины.

Анатомия: наперегонки с врачами

Средневековые врачи издавна использовали некоторые одобренные труды ученых-нехристиан, например, трактат «О назначении частей человеческого тела» физиолога Галена Пергамского (129 — ок. 216 гг. н. э.).

Этот труд, основанный на вскрытии обезьян и свиней, был основным официальным источником знаний по анатомии вплоть до XVI века. Притом авторитет Галена стал одной из причин запрета на вскрытия: раз его учение истинно и непогрешимо, значит, нет нужды лишний раз глумиться над усопшими.

Вскрытие. Иллюстрация XV века к трактату французского хирурга Ги де Шолиака | Источник: Bibliothèque Universitaire

Вскрытие. Иллюстрация XV века к трактату французского хирурга Ги де Шолиака

Источник:

Bibliothèque Universitaire

Медики же хотели знаний посвежее. Особенно усердствовала медицинская школа в Салерно; в XIII веке ей даже удалось добиться разрешения раз в пять лет вскрывать один труп. Увы, через 60 лет разрешение отменила церковь. Следующим ситуацию удалось сдвинуть с мертвой точки выпускнику Болонского университета Мондино де Луцци.

В 1316 году он, воспользовавшись снисходительностью властей, не просто анатомировал несколько трупов, но и написал небольшой учебник о человеческом теле. Однако де Луцци из осторожности не стал препарировать голову и довольно много позаимствовал из все того же Галена и из «Канона» персидского ученого Ибн Сины. Несмотря на это, его работа стала весьма популярной.

Основоположник научной анатомии Везалий написал «О строении человеческого тела» в 1543 году. А проиллюстрировал труд художник Ян Стефан ван Калькар | Источник: Public domain, via Wikimedia Commons

Основоположник научной анатомии Везалий написал «О строении человеческого тела» в 1543 году. А проиллюстрировал труд художник Ян Стефан ван Калькар

Источник:

Public domain, via Wikimedia Commons

Иллюстрация XVI века к учебнику по анатомии Мондино де Луцци, написанному в 1316 году | Источник: Wellcome Library, London

Иллюстрация XVI века к учебнику по анатомии Мондино де Луцци, написанному в 1316 году

Источник:

Wellcome Library, London

В XV веке к жаждущим новых знаний медикам добавились художники и скульпторы. Их, правда, не особо интересовало устройство внутренних органов, зато весьма привлекали скелеты и мышцы.

Разрешения на вскрытия художникам получить было непросто — зато они могли наблюдать, как это делали в дозволенных местах медики, ведь в Италии врачей, аптекарей и живописцев нередко объединяли в один цех (по принципу «все они работают с химикатами»).

Считается, что одним из первых художников, самостоятельно анатомировавших трупы, был Антонио Поллайоло. Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев…» писал о нем так

«У него было более современное понимание обнаженной натуры, чем у предшествовавших ему мастеров, и он препарировал многие тела, чтобы изучить их анатомию; и он был первым, кто продемонстрировал метод поиска мышц, чтобы они могли иметь надлежащую форму и место в его фигурах».

С работами этого живописца и гравера был знаком Леонардо да Винчи. Сам он, вскрывая тела людей и животных, продвинулся дальше. Да Винчи интересовало все: кости черепа, мозг, сердце, репродуктивная система, кровоснабжение, нервы… К счастью, к этому времени отношение к вскрытиям смягчилось настолько, что анатомические театры появились при нескольких университетах, и придворный художник миланского герцога мог делать это без особой опаски.

«Битва обнаженных мужчин» Антонио Поллайоло (ок. 1470–1490), Художника интересовало человеческое тело в движении | Источник: Antonio del Pollaiuolo / Public Domain

«Битва обнаженных мужчин» Антонио Поллайоло (ок. 1470–1490), Художника интересовало человеческое тело в движении

Источник:

Antonio del Pollaiuolo / Public Domain

Препарируя трупы, он совершил несколько открытий, к примеру, одним из первых точно описал строение сердца. Леонардо жаждал найти место обитания души — и, в отличие от де Луцци, исследовал череп (в трех плоскостях, как до него не делал никто).

Уже в зрелом возрасте Леонардо познакомился с медиком Маркантонио делла Торре, и если бы их сотрудничество продлилось, возможно, врачи XVI–XVII веков учились бы по анатомическим атласам с иллюстрациями да Винчи. Но в 1511 году Маркантонио скончался. От совместной работы остался лишь разрозненный набор рисунков да Винчи.

Новое анатомическое пособие, исправляющее ряд ошибок Галена, написал в 1543 году нидерландский врач Андреас Везалий, самостоятельно повторивший некоторые открытия Леонардо. А проиллюстрировал его книгу ученик Тициана Ян Стефан ван Калькар.

Оптика: глаз и его помощники

Рассуждая о законах оптики, примерно с XII века ученые успешно сочетали теорию божественного света, возникшего «по слову Его», и мысли Аристотеля, Евклида, Птолемея. Что касается оптической техники, в XIII веке научились изготавливать очки, к XV — делать довольно крупные зеркала.

Портрет кардинала Гуго де Сен-Шера, написан Томмазо да Модена в 1352 году. Это самое раннее изображение человека в очках | Источник: Risorto Celebrano

Портрет кардинала Гуго де Сен-Шера, написан Томмазо да Модена в 1352 году. Это самое раннее изображение человека в очках

Источник:

Risorto Celebrano

Леонардо да Винчи интересовали и увеличительные стекла, и зеркала, и камеры-обскуры. Возможно, он был одним из первых художников, использовавших камеру-обскуру на практике. Во всяком случае, ее принцип действия он описал весьма точно.

Особо занимало Леонардо строение глаза. Художник называл его «превосходнейшим из всех творений Бога».

Рассуждая о зрении, Леонардо отверг античную теорию об исходящих из глаза лучах, которые «ощупывают» рассматриваемый объект. А свои мысли о воздушной перспективе он не только записал, но и зарисовал.

«Различные цвета, которые сами по себе не голубые, будут на большом расстоянии казаться голубее, и цвета, наиболее далекие от черного, на большом расстоянии почти сохранят свой цвет. Следовательно, зелень полей будет казаться более голубой, а желтый и белый меньше изменятся, чем зеленый, а красный еще меньше», — понимание этих принципов хорошо видно в пейзажных фонах его картин.

География: новые горизонты

XV–XVII века — эпоха Великих географических открытий. Путешественники осваивают новые земли — и возвращаются с новыми знаниями. Меняются карты, и художники работают над ними вместе с географами. С Мартином Бехаймом, мореплавателем и ученым, над старейшим европейским глобусом, сохранившимся до наших дней, трудился живописец Георг Глоккендон.

Изображение угря из книги натуралиста XVI века Пьера Белона | Источник: Public Domain

Изображение угря из книги натуралиста XVI века Пьера Белона (Pierre Belon du Mans)

Источник:
Public Domain
Старейший сохранившийся глобус в Европе расписал Георг Глоккендон | Источник: Public Domain

Старейший сохранившийся глобус в Европе расписал Георг Глоккендон

Источник:

Public Domain

Быстро развивается ботаническая и зоологическая иллюстрация, но имена художников удается установить не всегда. К примеру, слава создателя энциклопедии, вмещающей максимум знаний XVI столетия о реальных и вымышленных животных, растениях, минералах, достается естествоиспытателю Улиссе Альдрованди — хотя известно, что он сотрудничал с группой иллюстраторов.

Утконос из энциклопедии естествоиспытателя XVI века Улиссе Альдрованди | Источник: BIBLIOTHÈQUE NATIONALE DE FRANCE

Утконос из энциклопедии естествоиспытателя XVI века Улиссе Альдрованди

Источник:

BIBLIOTHÈQUE NATIONALE DE FRANCE

Порой грань между путешественником, ученым и художником стиралась. Так, натуралист XVI века Пьер Белон сам иллюстрировал свои труды, утверждая, что описывает в них лишь тех зверей, рыб и птиц, которых видел своими глазами (правда, не всех — живыми).

* * *

В эпоху Возрождения архитекторы, живописцы и скульпторы делились знаниями и озарениями, излагая их в трактатах, и широко применяли свои теории и достижения ученых современников на практике. Они настойчиво доказывали этим миру, что их занятие — не ремесло, а искусство.

Материал опубликован в июне 2025

Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения