Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Визуальный манифест: 14 символов, скрытых в гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия»

Художник Северного Воз­рождения вслед за философами переосмыслил образ меланхолии

Циркуль и рубанок, венок из лютиков и старая собака… Что общего между ними? На этот вопрос легко ответить, обратив­шись к живописи Северного Возрождения. Во-первых, это символы, а во-вторых, все они собраны на знаменитой гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия».

Визуальный манифест: 14 символов, скрытых в гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия»

Альбрехт Дюрер. «Меланхолия». 1514

Источник:

United Archives via Legion Media

Замысел «Меланхолии» художник вынашивал давно, но окончательно образ будущего произведения оформился в 1514 году под влиянием смерти матери художника и его болезненных размышлений в про­цессе работы над книгой об идеальных пропорциях. Однако Дюрер не просто передал в гравюре свое душевное состояние. Его работа — это отражение восприятия меланхолического темперамента в культуре Позднего Ренессанса.

О меланхолии как о болезненном складе харак­тера писали еще древние греки. К ее симптомам они относили печаль, тревогу, уныние, раздражительность и озлобленность. Причину недуга усматривали в избытке в организме черной желчи. Отсюда и назва­ние: по-гречески mélas — «черный» и chole — «желчь». В Средние века меланхолия была названа acedia — «праздность» и рассматривалась как знак божьего неблаговоления.

Напротив, философы Ренессанса придали ей особую привлекатель­ность. В меланхолической тоске стали видеть возвышенность, ведь терзаемой душе дано глубже других осознать, насколько суетен и далек от Бога этот мир, и, следовательно, она более чутка к прекрас­ному и божественному. Поэтому настоящим художником, поэтом или ученым может быть только меланхолик.

Правда, художники Италии еще продолжали изображать Меланхолию по старинке: либо в виде человека, обнажающего меч и сопровождаемого львом (символ раз­дражительности и гнева), либо в виде худого юноши, кормящего сви­ней (символ коварства и грубости). А вот художники Северного Воз­рождения быстро восприняли новые идеи о творческом потенциале меланхоликов. Среди них был и Альбрехт Дюрер. Его «Меланхолия» — визуальный манифест тех, кто придерживался подобных взглядов.

Визуальный манифест: 14 символов, скрытых в гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия»
Источник:

United Archives via Legion Media

1. Аллегорическая Фигура Меланхолии. По замыслу художника она символизирует болезненные переживания, неуверенность в себе и тоску. В то же время размещенные вокруг нее предметы-символы указывают на тягу людей этого темперамента к знаниям и духовному развитию.

Визуальный манифест: 14 символов, скрытых в гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия»
Источник:

United Archives via Legion Media

2. Комета. Указывает на то, что по астрологическим пред­ставлениям меланхолики рождаются под знаком Сатурна (считалось, что все кометы притягиваются этим небесным телом). Согласно античной мифологии Сатурн был старше всех богов и поэтому мудрее их.

3. Летучая мышь. Символизирует сумрак, в который погру­жены души меланхоликов. На табличке надпись: «Меланхо­лия I». Считается, что римская цифра «I» поставлена Дюре­ром под влиянием книг известного немецкого ученого и чернокнижника Агриппы Неттесгеймского, который писал, что меланхолия является первой ступенью к гениальности.

4. Лестница. Аллегорическое изображение способности к познанию истины.

5. Весы, многогранник, стоящий на своей самой неустой­чивой плоскости, и шар. Эти атрибуты указывают на то, что меланхолический темперамент неустойчив, и люди, обладающие им, подвержены быстрой смене настроений. В эпоху Возрождения это считалось большим достоинством. В одном трактате XV века утверждается, что «подвержен­ные то депрессии, то чрезмерной экспансивности мелан­холики как будто балансируют все время между двумя про­пастями. Зато путь их пролегает выше уровня посредствен­ности: своей одаренностью меланхолики превосходят всех прочих смертных».

Визуальный манифест: 14 символов, скрытых в гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия»
Источник:

United Archives via Legion Media

6. Тигель для плавки свинца. Свинец считается земным воплощением Сатурна. Кроме того, алхимики полагали, что, несмотря на свой невзрачный и тусклый вид. свинец легче всего может быть трансмутирован в золото.

Визуальный манифест: 14 символов, скрытых в гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия»
Источник:

United Archives via Legion Media

Визуальный манифест: 14 символов, скрытых в гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия»
Источник:

United Archives via Legion Media

7. Собака. Это животное представляло аллегорию меланхо­лии из-за своего развитого интеллекта и склонности к бешен­ству, которое тогда полагали душевным заболеванием.

8. Жернов и циркуль. Атрибуты агрономии и геометрии — наук, покровителем которых является Сатурн.

Визуальный манифест: 14 символов, скрытых в гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия»
Источник:

United Archives via Legion Media

9. Колокольчик и песочные часы. Указывают на мрачные размышления о смерти, свойственные меланхоликам.

10. Магический квадрат. Это квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова. Предполагали, что магический квадрат уси­ливает влияние Юпитера, способного вселять в человека жизнерадостность.

11. Венок из лютиков. Считалось, что этот цветок смягчает меланхолическую тоску.

Визуальный манифест: 14 символов, скрытых в гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия»
Источник:

United Archives via Legion Media

Визуальный манифест: 14 символов, скрытых в гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия»
Источник:

United Archives via Legion Media

12. Ключи и кошелек. Это символы власти и богатства, которыми также управляет Сатурн. Их изображение — еще одно указание на влияние этой планеты на меланхоликов.

Визуальный манифест: 14 символов, скрытых в гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия»
Источник:

United Archives via Legion Media

Визуальный манифест: 14 символов, скрытых в гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия»
Источник:

United Archives via Legion Media

13. Путти. Малыш старательно пишет что-то на дощечке, покрытой воском. Это аллегория практической жизни. Изображая его, Дюрер хотел подчеркнуть, что по своему духовному развитию практичные люди выглядят детьми 8 сравнении с меланхоликами.

14. Столярные инструменты — символ созидания: ведь сам Иисус был плотником.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2009, частично обновлен в апреле 2024

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения