Данте, Брунеллески, да Винчи, Микеланджело, Галилей... Быть может, в городе, где рождались, жили и творили великие, какой-то особый микроклимат? «Вокруг света» отправился во Флоренцию по следам гениев прошлого и в поисках гениев настоящего.

Фото №1 - Флоренция: колыбель гениев

У входа в базилику Санта-Кроче посетителей встречает памятник Данте Алигьери. И очередь. Чтобы попасть внутрь церкви, хоть пять минут, но отстоять придется. Вот и я пристраиваюсь за вереницей туристов из разных стран, в ожидании любуясь беломраморным фасадом величественного храма. Изнутри он кажется еще больше и величавее. Живопись Джотто и Вазари, скульптуры Донателло и Росселино... Но не столько внутреннее убранство и шедевры изобразительного искусства влекут в базилику многочисленных посетителей, сколько возможность прикоснуться к гробницам гениев. Санта-Кроче называют Храмом итальянской славы: здесь покоится прах выдающихся флорентийцев, признанных во всем мире художников, ученых, поэтов, политиков — в основном эпохи Возрождения.

Вот слева от входа, за первым же алтарем, гробница Галилео Галилея: по обе стороны от саркофага с бюстом ученого — две женские фигуры, символизирующие Астрономию и Геометрию. Напротив Галилея, в правом нефе, покоится Микеланджело Буонарроти. О нем горюют аллегорические Живопись, Скульптура и Архитектура. Пройдя дальше, оказываюсь у монументальной гробницы Данте Алигьери. Скульптура самого поэта восседает на саркофаге в суровой задумчивости. На постаменте надпись: Onorate l’altissimo poeta («Почтите высочайшего поэта») — это строчка из дантевского «Ада». Рядом — мраморные фигуры безутешной Поэзии и гордой Италии.

Фото №2 - Флоренция: колыбель гениев
Могила Данте в базилике Санта-Кроче пуста

— Вот только праха автора «Божественной комедии» здесь нет. Это кенотаф, «пустая могила», — говорит мне экскурсовод Ольга Выпирайло, специалист по Северной Италии, ставшая во Флоренции моим «вергилием».

Великое покаяние

Поэт умер на чужбине, в Равенне, где и находится настоящая его могила. Ему пришлось покинуть родной город: Данте был слишком неравнодушным гражданином и активно занимался политической борьбой. Представитель «белых гвельфов», он выступал за независимость Флоренции как от императора, так и от папы римского. Но в 1301 году власть во Флоренции захватили сторонники папы — «черные гвельфы», и Данте, занимавший до этого важный пост в городском совете, был приговорен к изгнанию. Его обвинили во взяточничестве, вымогательстве, получении незаконных доходов, а заодно и в педерастии. И поставили перед выбором: заплатить огромный штраф или уйти в пожизненное изгнание.

Данте ушел, но бездомным не остался. Правители многих городов были рады приютить знаменитого изгнанника. Он жил в Болонье, в Париже, в Вероне, а последние годы перед смертью провел в Равенне. Под страхом смертной казни Данте не мог вернуться во Флоренцию, к могиле его музы Беатриче, платоническая любовь к которой вдохновила поэта на великие произведения — «Новую жизнь» и «Божественную комедию».

— При жизни Данте даже «Комедию» отнюдь не все оценили по достоинству, — говорит Ольга. — Церковная элита осуждала поэта за то, что он написал произведение на «вульгарном» языке, то есть на народном флорентийском наречии. А в конце XIX века, когда Италия стала единой республикой, это наречие стало основой государственного языка. На нем и говорят современные итальянцы.

Сегодня флорентийцы почитают «высочайшего поэта». В 2008 году муниципалитет города даже официально извинился за то, что изгнал Данте 700 лет назад. В места, связанные с его именем, первым делом ведут туристов гиды: в дом-музей Данте на улице Святой Маргариты, в церквушку по соседству с ним, где, как считается, похоронена та самая Беатриче.

Флорентийские власти уже более ста лет доказывают, что раскаиваются в изгнании своего великого земляка. Начиная с 1908 года во второе воскресенье сентября (в месяц смерти Данте) мэр Флоренции снаряжает к мэру Равенны делегацию с прошением о возвращении праха поэта домой. И подносит в дар отборное оливковое масло для поддержания огня в лампаде его усыпальницы. Однако равеннцы непреклонны перед этими флорентийскими «умасливаниями» и каждый раз отвечают отказом.

Фото №3 - Флоренция: колыбель гениев
Флоренция вдохновляет туристов и новобрачных 

Неудобная гениальность

В то же время Флоренция даже не думает возвращать останки еще одного своего гения — да Винчи, который умер и похоронен во Франции. Леонардо сам пожелал, чтобы его могила была в Амбуазе. Но в базилике Санта-Кроче ему тоже посвящена мемориальная плита: «Леонардо да Винчи в четырехсотую годовщину смерти».

— Да Винчи, который задолжал всей Флоренции? Какой же он гений? — категорично заявляет 58-летний Риккардо Скуиллони, хозяин магазина «Папирус» (Papiro) на улице Таволини. Риккардо, декоратор бумаги по старинному флорентийскому методу, продает разные вещицы из нее: игральные карты, конверты, тетради, ежедневники. — Гениев не существует. Были великие личности, как Данте, но не гении. Вот ваш Достоевский, например, талантливый писатель, но игрок и мот. Какой же он гений?

Пока мы разговариваем, в магазинчике собираются туристы. Синьор Риккардо устраивает рекламную акцию: эффектно декорирует лист бумаги у них на глазах. В большой поддон, наполненный чем-то наподобие клейстера, он хаотично капает разноцветные акриловые краски. Разравнивает субстанцию специальным ножом, водит палочкой, затем скользит по поверхности листом бумаги, поворачивает его к восхищенным зрителям, и — оппа! — лист уже весь покрыт красивым разноцветным рисунком.

— Гениально! — слышится шепот покупателей.

— Ремесло, которому каждый может научиться, — подмигивает мне Риккардо, — а гений — существо с совершенными качествами, богоподобное, неземное. Человек априори не может им быть. Леонардо тоже всего лишь человек, хоть и великий, согласен.

Да Винчи залезал в долги, так как брал плату за картины авансом — на что-то же нужно было жить, — а потом часто не заканчивал работу. Исследователь по натуре, неспешный и основательный, он бросал большинство своих начинаний, как только удовлетворял творческое любопытство. Заказчик оставался без денег и без шедевра. Так случилось и с картиной «Поклонение волхвов».

В галерее Уффици перед неоконченной работой всегда толпится народ. Я наблюдаю: кареглазая девушка в очках, сосредоточенно сдвинув брови, делает зарисовки с картины простым карандашом. На листе бумаги — лицо Девы Марии. Парень лет 20, с виду тоже студент, что-то черкает в своем блокноте. Зрители внимательно смотрят на полотно, что-то пытаясь додумать за художника. А сам Леонардо утратил интерес к картине, едва ему удалось создать пирамидальную композицию: Богородица — верхушка, а склонившиеся к ее стопам волхвы — ребра. Заказчики, монахи-августинцы, десять лет ждали, пока мастер закончит полотно.

Из-за ненадежности да Винчи власти города не делегировали его в Ватикан расписывать Сикстинскую капеллу вместе с Микеланджело, Рафаэлем и другими флорентийскими художниками. Но, несмотря на все неудобства жизни с должником, современники признавали несравненный талант Леонардо. Даже незаконченные работы гения бесценны для искусства.

С Микеланджело современникам тоже было нелегко. Он специально не заканчивал некоторые свои скульптуры, чтобы зритель мог «дорисовать» образ. Благодаря ему возник стиль non finito , то есть незаконченный. Заказчикам это не всегда нравилось, и они просили доделать. Микеланджело яростно возражал, что кончил — и баста. Его прощали — гений все-таки.

Битва титанов

— Да Винчи и Микеланджело — противоположности по темпераменту: один спокойный и уверенный, другой импульсивный и неудовлетворенный собой, — рассказывает Ольга. — Леонардо был на 23 года старше и относился к начинающему Микеланджело снисходительно, что раздражало последнего. Их взгляды на искусство не совпадали. К тому же художники спорили: что важнее — живопись или скульптура? Микеланджело считал, что живопись плоская, а Леонардо — что скульптура грубая. Своим творчеством оба доказали, что дискуссия неуместна. Тем не менее гении были в контрах и не упускали случая как-то уколоть друг друга.

Фото №4 - Флоренция: колыбель гениев
«Давид» на площади Синьории — всего лишь копия знаменитой статуи

У галереи Уффици, на площади Синьории, как всегда, полно туристов. Группа японцев стоит, задрав головы на копию «Давида». Оригинал статуи находится в Галерее Академии. С 1501 по 1504 год Микеланджело извлекал это совершенное мужское тело из старого куска мрамора, который отвергли из-за изъянов другие скульпторы. «Давида» планировали установить под куполом Дуомо, но, во многом благодаря да Винчи, передумали. Леонардо был в экспертной комиссии и высказал мнение, что из-за излишних анатомических подробностей «Давиду» не место на вершине храма. Тогда мраморного героя установили на площади Синьории. А в 1910 году, спустя несколько лет после того, как статую перенесли в Галерею Академии ради большей сохранности, на ее место поставили нынешнюю копию.

Палаццо Веккио, резиденция всех глав города с XIV века, также напоминает о битве двух титанов искусства. В 1503 году тогдашний мэр Флоренции Пьер Содерини пригласил Леонардо да Винчи и Микеланджело расписать две противоположные стены Зала пятисот, где заседал Большой совет. Леонардо взялся изобразить битву при Ангиари 1440 года между Миланом и Флоренцией. А Микеланджело начал рисовать победу флорентийцев над пизанцами в битве при Кашине в 1364 году. Творческий поединок гениев окончился ничьей. Оба забросили свои работы, увлекшись другими проектами. До нас дошли только эскизы этих фресок, которые хранятся в разных музеях мира. Во Флоренции их можно купить в виде открыток в сувенирных лавках перед дворцом.

Микеланджело умер в Риме, но, по требованию родственников гения и флорентийских властей, его тело перевезли на родину и похоронили в базилике Санта-Кроче.

Великие люди Флоренции

ИМЕНА

Данте Алигьери (1265–1321) — поэт, автор «Божественной комедии».
Джотто (1267–1337) — художник, основатель итальянской школы живописи.
Франческо Петрарка (1304–1374) — поэт, гуманист.
Джованни Боккаччо (1313–1375) — писатель, поэт, автор «Декамерона».
Филиппо Брунеллески (1377–1446) — архитектор, автор купола Дуомо.
Донателло (1386–1466) — скульптор, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.
Козимо Медичи (1389–1464) — основатель династии Медичи, политик.
Леон Баттиста Альберти (1404–1472) — ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.
Сандро Боттичелли (1445–1510) — художник.
Доменико Гирландайо (1448–1494) — художник, один из авторов росписей Сикстинской капеллы.
Лоренцо Медичи Великолепный (1449–1492) — глава Флорентийской республики в эпоху Возрождения, покровитель наук и искусств, поэт.
Леонардо да Винчи (1452–1519) — художник, архитектор, ученый, изобретатель, писатель.
Джироламо Савонарола (1452–1498) — монах, проповедник и реформатор.
Америго Веспуччи (1454–1512) — путешественник, исследователь Нового Света.
Никколо Макиавелли (1469–1527) — мыслитель, философ, писатель, политический деятель.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564) — скульптор, живописец, архитектор, поэт.
Рафаэль (1483–1520) — живописец, график и архитектор.
Бенвенуто Челлини (1500–1571) — скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант.
Джорджо Вазари (1511–1574) — живописец, архитектор, основоположник современного искусствознания.
Галилео Галилей (1564–1642) — физик, механик, астроном, философ и математик.
Джоаккино Россини (1792–1868) — композитор, автор 39 опер.
Карло Коллоди (1826–1890) — писатель и журналист, автор сказки «Приключения Пиноккио».

Фото №5 - Флоренция: колыбель гениев
Новые гении спешат на смену старым

Герои нашего времени

— Хочешь анекдот о да Винчи и Микеланджело? — весело подмигивает продавщица мороженого с редким именем Ассунта в кафе рядом с площадью-Де Перуцци, пока я наслаждаюсь вкуснейшим пломбиром с карамелью и соленым арахисом. — Однажды они встретились на этой самой площади, Леонардо взял в руки железный прут, валявшийся на мостовой, согнул его и говорит Микеланджело, мол, попробуй разогни. А тот ему: «Зачем я буду исправлять то, что ты испортил!» — смеется мороженщица. — Хозяин нашего кафе тоже гений: на глаз определяет, чего не хватает в мороженом. Вкусно?

— Чао, Ассунта! — у открытых дверей кафе останавливается серый фиат-такси, из окна высовывается водитель лет 30 и машет рукой. — Синьора, здесь самое вкусное мороженое в городе! — подтверждает он слова женщины. — Подвезти? До площади Дуомо?

Через пару минут я уже знаю, что таксиста зовут Маттиа и что он изучал историю искусств во Флорентийском университете.

— Чтобы сделать карьеру, нужно было ехать в Милан, а я не хотел покидать Флоренцию. Тут подвернулась выгодная возможность получить лицензию на вождение такси. Теперь я могу с утра до вечера любоваться своим городом.

— У вас тут есть чем любоваться! Столько гениев творили здесь! — восхищаюсь я. — Интересно, есть ли сейчас во Флоренции великие личности?

— Не знаю насчет великих, но талантливые точно есть, — улыбается Маттиа. — Много знаменитостей родом отсюда. Стилисты Гуччо Гуччи и Роберто Кавалли, певица Эмма Марроне, бывший премьер-министр Италии Маттео Ренци, рок-музыкант Пьеро Пелу... Не, гениями я бы их не назвал. Гений шагает впереди своего времени, создает или открывает что-то еще неизвестное, делает невозможное возможным! Арриведерчи, синьора! — таксист-искусствовед высаживает меня перед Дуомо.

Фото №6 - Флоренция: колыбель гениев
Средний палец Галилея до сих пор грозит мракобесам

И все-таки она вертится

Кафедральный собор Санта-Мария дель Фьоре — гордость Флоренции и одно из ее центральных произведений искусства, к которому приложили талант большинство гениев Ренессанса. Великий архитектор Филиппо Брунеллески создал гениальнейший по своей конструкции купол, а Леонардо да Винчи со своим учителем Андреа дель Верроккьо — венчающий его медный шар.

— Красиво, — обращаюсь я к художнику, продающему у собора акварели с видами Флоренции. — Наверное, у местных жителей гениальность в крови?

— Гениальность — скажешь тоже! — усмехается городской пейзажист. — Небольшие способности к рисованию, и все.

Отстояв получасовую очередь в Дуомо, я оказываюсь внутри, под куполом. Запрокинув голову и вытаращив от восторга глаза, рассматриваю фрески Джорджо Вазари — потрясающие и ужасающие одновременно сцены Страшного суда. Шепчу себе под нос: «Грандиозно».

1/8
На площади перед Дуомо всегда толпы туристов

Священнослужитель лет сорока с улыбкой смотрит на мое ошеломленное лицо и говорит:

— Да, сейчас гениев, способных сотворить нечто подобное, не найти. Талантливые люди еще есть, а гениев нет. Гениальность — от Бога. Микеланджело, Данте, да Винчи, Брунеллески — все они были аскетичными, духовными личностями. Чем ближе к божественному, тем талантливее. Как костер и искры. Когда искры в костре, они дают свет и тепло. Но когда отскакивают далеко, то превращаются в холодные угольки.

— А как же Галилей? — спрашиваю я. — Он был гениальным ученым, но церковь обвинила его в ереси.

— Инквизиторы часто трактовали Библию как им вздумается, чтобы манипулировать людьми. Сам же Галилей считал, что наука и духовность не противоречат друг другу.

Благодаря 30-летней научной работе флорентиец Галилео Галилей убедился в верности коперниковского учения о движении планет вокруг Солнца. В 1633 году труд Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира» инквизиция признала книгой с «ложным, противным Святому Писанию учением», а ее автора отправила в тюрьму, заключение в которой сменилось пожизненным домашним арестом на вилле в Арчетри, близ Флоренции, фактически изгнанием. Там Галилей и умер. И папа Урбан VIII запретил хоронить опального ученого в семейном склепе в базилике Санта-Кроче. Галилея похоронили в комнатке в конце коридора, ведущего из трансепта в ризницу храма. В XVIII веке прах все-таки был перенесен в главное здание базилики, однако не целиком. В процессе перезахоронения тело лишилось трех пальцев, зуба и позвонка. Средний палец был отъят антикваром Антоном Франческо Гори, ученым и священником. Удивительно, но реабилитирован Галилей был лишь в конце XX века, когда папа Иоанн Павел II официально признал ошибку инквизиции.

На площади Судей во Флоренции есть музей Галилея. Разумеется, самый «привлекательный» для посетителей экспонат — средний палец ученого, который был передан музею купившим его коллекционером. Палец указывает вверх, в небо, как бы подтверждая правоту гения. А у его гробницы в базилике Санта-Кроче экскурсоводы цитируют фразу, которую Галилей никогда не произносил: «А все-таки она вертится».

Фото №7 - Флоренция: колыбель гениев
«...Цветок Тосканы, зеркало Италии, соперница славного города Рима, от которого она произошла и древнему величию которого подражает, борясь за спасение Италии и ее свободу», — говорил о Флоренции последователь Петрарки Колюччо Салютати. Таким город был в XIV веке, таким остается и сегодня

Я выхожу из церкви на воздух. Чувствую себя как дайвер: вот я вынырнула из далекого прошлого и задыхаюсь от обрушившегося на меня настоящего. Рыжеволосая девушка с рюкзаком за плечами уткнулась в карту города, развернув ее перед собой; на веранде бара пенсионеры читают газеты; группа англоязычных туристов с экскурсоводом спешит в сторону базилики... Площадь перед церковью Санта-Кроче заставляют трибунами на время ежегодных игр в исторический флорентийский футбол, известный с эпохи Возрождения и очень популярный до сих пор. Пробираюсь через узкий проход между домами и громоздкими сооружениями для болельщиков.

— Джованни из «Красных» (название команды. — Прим. ред. ) — гениальный нападающий! — долетает до меня от дверей питейного заведения. Я невольно оборачиваюсь и вижу молоденькую барменшу, которая болтает с чернокожим торговцем солнечными очками.

— Футболист-гений? — встреваю я с вопросом.

— Какой там гений, — улыбаясь во весь рот, мотает головой продавец китайских Gucci . — Ей нравится его мускулистый торс.

Девушка одобрительно хохочет.

Фото №8 - Флоренция: колыбель гениев
Флоренция, Италия. Условные обозначения: (1) Базилика СантаКроче (2) Собор Санта-Мария дель Фьоре (3) Галерея Уффици (4) Площадь Синьории (5) Академия изящных искусств (6) Дом-музей Данте (7) Площадь Микеланджело

Условные обозначения:
(1) Базилика Санта-Кроче
(2) Собор Санта-Мария дель Фьоре
(3) Галерея Уффици
(4) Площадь Синьории
(5) Академия изящных искусств
(6) Дом-музей Данте
(7) Площадь Микеланджело

ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Флоренция, Италия

Площадь Флоренции 102,32 км²
Население 381 190 чел. (8-е место в Италии)
Плотность населения 3 725 чел/км²
Площадь Италии 301 340 км² (71-е место в мире)
Население 60 497 200 чел. (23-е место)
Плотность населения 201 чел/км²
ВВП 2,182 трлн долл. (8-е место)

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ собор Санта-Мария дель Фьоре, базилика Санта-Кроче, дом-музей Данте, галерея Уффици, площадь Синьории, Понте-Веккио.
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА стейк по-флорентийски, лампредотто (говяжий сычуг с овощами), жареные говяжьи мозги, дзуккотто (торт-мороженое в виде купола).
ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ ликер алкермес (на специях с кармином), вин-санто («святое вино», сладкое виноградное).
СУВЕНИРЫ маленькая копия статуи Давида, фигурка Пиноккио, флорентийская бумага.

Расстояние от Москвы до Флоренции ~ 2300 км (от 4 часов полета без учета пересадки)
Время отстает от московского на 2 часа зимой, на 1 час летом
Виза «шенген»
Валюта евро

Фото: LAIF / VOSTOCK PHOTO, CUBO / LEGION-MEDIA (X2), LAIF, SIME / VOSTOCK PHOTO, HEMIS, CUBO / LEGION-MEDIA, LAIF / VOSTOCK PHOTO, REUTERS, CUBO / LEGION-MEDIA, REUTERS, AKG / EAST NEWS, GETTY IMAGES, LAIF / VOSTOCK PHOTO, © УЧАСТНИКИ OPENSTREETMAP

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2018 г.