Золото в наших бокалах: как химики придумали необычный (и затратный) способ улучшить вкус вина

Ученые пытаются избавить напиток от привкуса сероводорода

3 июня 2023
Iuliia Kuzenkova / Alamy

Исследователи из Австралийского научно-исследовательского института вина и Университета Флиндерса в Австралии придумали, как избавить красное и белое вино от неприятного привкуса. Ученые провели эксперимент, результаты которого опубликовали в журнале npj Science of Food.

Зачем понадобилось улучшать вкус вина? Все дело в том, что летучие соединения серы, которые содержатся в вине, часто портят напиток.

«Летучие соединения серы, такие, как сероводород, метантиол и этантиол, отвечают за 30% всех недостатков вина. Они влияют на аромат — появляются, к примеру, запахи тухлых яиц, капусты, горелой резины, гниения, серы», — пишут авторы статьи.

Чтобы нейтрализовать их, можно добавлять в жидкость материалы с наночастицами золота. Смысл технологии в нанесении тонкого плазменного полимерного покрытия на поверхность оборудования для производства вина, и наночастиц золота поверх него. Сульфгидрилы при этом связываются с золотыми наночастицами.

Свою гипотезу ученые проверили опытным путем — добавив драгоценный ингредиент в образцы красного и белого вина. Спустя сутки из напитка удалось удалить порядка 45% свободного сероводорода и другие нежелательные вещества — например, метантиол.

Ученые уверены, что материал с наночастицами из золота можно применять на оборудовании в процессе производства вина, на устройствах фильтрации, в декантерах и бутылках — в общем, на любом этапе создания напитка Бахуса.

Золото лучше меди

Авторы пишут, что сейчас для «реанимации» испорченного серой вина используют медь, но, в отличие от золота, это более сложный и многоступенчатый процесс. Так, ионы меди связываются с серосодержащими соединениями, в итоге образуются нерастворимые сульфиды меди, которые затем удаляются после отстаивания вина или его фильтрации. Однако даже после этого до 50% меди остается в вине после обработки.

В США и странах ЕС допустимый уровень остаточной меди в вине составляет 1,0 мг/л — если ее больше, это влияет на органолептические свойства вина и на здоровье людей. Кроме того, отмечают ученые, обработка медью лишает вино некоторых фруктовых, цитрусовых и тропических ароматов. Таким образом, обогащение вина золотом выглядит более полезной альтернативой.