Время собирать зубные камни: как неандертальцы помогут изобрести новые антибиотики

Древние бактерии подсказали идею современных лекарств

12 мая 2023
Aleksei Gorodenkov / Alamy

Ученые нашли на окаменелом зубном налете древних людей вымершие бактерии — и они помогут поднять медицину на существенно новый уровень.

Это для нас рот — обычный себе рот, с языком, зубами, нёбом и всем остальным. А для микроскопических организмов (имя им — легион), наш рот — колония. И колония эта всегда разная. В зависимости от среды обитания, привычек, образа жизни.

Впрочем, рты современных людей ученых не то чтобы слишком волнуют — им куда интереснее забраться в рот кого подревнее. А чтобы вынести из них больше открытий, разработали новые методы анализа доисторических зубных отложений, которые превратились в зубной камень. В нем — самая высокая концентрация древней ДНК среди всех частей древнего скелета.

Благодаря новым методикам археологи обнаружили в зубном камне неандертальцев ДНК микробов, которые давным-давно вымерли. Ближайшими «родственниками» этих бактерий, как рассказали исследователи в своей работе, опубликованной в журнале Science, оказались представители рода Chlorobium.

Их обычно можно встретить в водных источниках, связанных с пещерной средой. То есть, в рот древних людей они попадали вместе с питьевой водой. Причем в зубном камне у людей, живших в последние 10 тысяч лет, таких бактерий не обнаружили. А по сравнению с современным человеком так это вообще два разных микробиома.

Проанализировав кластеры генов, необходимые для создания определенного соединения, археологи выяснили, какие ферменты производят виды Chlorobium. В дальнейшем, по их словам, это позволит разработать новые лекарства. Во всяком случае, два новых фермента в их распоряжении уже есть. Ученые говорят, что это важная находка, поскольку опасные бактерии постоянно адаптируются к антибиотикам, поэтому надо постоянно придумывать новые, а за последние пару лет таких открытий не было.

Неандертальцы, впрочем, не в первый раз выручают нас, современных людей. Не так давно стало известно, что они подарили нам часть тела, которая пригодилась для выживания в Европе.