Как извлекли ДНК человека из оленьего зуба возрастом 20 тысяч лет? Рассказывает ученый, нашедший артефакт

Древнее украшение оказалось идеальным, чтобы узнать о его обладательнице

6 мая 2023
SergeiZelenski

Несколько дней назад в журнале Nature была опубликована статья об успешном выделении ДНК человека из оленьего зуба. Этот зуб служил подвеской древней жительнице юга Сибири: неизвестная нам женщина много лет носила украшение на теле, оставив на нем свою ДНК. Ценность научной работы в том, что генетический материал впервые извлекли из находки эпохи палеолита, которая не является частью тела человека, и это было сделано при участии российских ученых.

Как обнаружили древнюю подвеску и почему именно из нее получили человеческую ДНК, нам рассказал сделавший находку Максим Козликин — старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, грантополучатель Российского научного фонда.

антрополог

специалист по изучению Денисовой пещеры на Алтае

Экспедиция 2019 года проходила в плановом режиме. Междисциплинарные исследования древних отложений в пещере уже несколько десятилетий ведет Алтайский палеолитический отряд Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск). Эти работы возглавляет Михаил Васильевич Шуньков, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН.

Помимо сотрудников Института археологии и этнографии, в тот год в полевых исследованиях принимали участие специалисты из Московского государственного университета и Палеонтологического института РАН. Экспедиция ежегодно длится в течение всего лета.

Zoonar GmbH / Alamy; коллаж: редакция портала «Вокруг света».

Подвеска была найдена мною при расчистке верхней части слоя 11 в южной галерее пещеры. Этот слой содержит находки раннего верхнего палеолита. Наиболее частые находки — это разнообразные каменные орудия труда, такие, как скребки, скребла, резцы, проколки, ножи, а также многочисленные отходы каменного производства: отщепы, осколки и обломки. Хотя украшения — довольно редкая находка для палеолита, коллекция из Денисовой пещеры на сегодняшний день — одна из самых многочисленных и разнообразных в Евразии.

SergeiZelenski

Прямое датирование нескольких подвесок из зубов животных показало, что это еще и самые древние украшения, возраст которых приближается к 50 тысячам лет. Сама по себе подвеска из клыка алтайского марала (благородного оленя) — находка не уникальная. В коллекции с разных участков пещеры сейчас таких подвесок имеется несколько десятков.

Самое главное, что это украшение в процессе раскопок было немедленно извлечено и упаковано в стерильных условиях. Для этого использовали одноразовые медицинские инструменты, перчатки, маску, шапочку и специальный комбинезон. Затем упакованная подвеска хранилась в холодильной камере, чтобы избежать разрушения генетического материала.

SergeiZelenski

Идея попытки извлечения древней ДНК с поверхности предметов возникла давно. Особенно перспективной она выглядела с материалами из Денисовой пещеры, так как в ней условия сохранности генетического материала уникальны не только в костных останках, но и в самих отложениях. Это было установлено предыдущими успешными исследованиями.

Поэтому нужно было только подобрать подходящий предмет, который обладает пористой поверхностью и мог контактировать с телом древнего человека. Таким предметом как раз и оказалась та самая подвеска. Секрет успеха заключался в том, что предмет не помыли, как это обычно делается с археологическими находками, а сохранили и законсервировали в том виде, в каком он был обнаружен. А Денисова пещера каждый год приносит новые открытия, несмотря на то, что раскопки в ней ведутся уже более сорока лет.