Спасибо неандертальцам: названа часть тела, которую предки подарили нам для выживания в Европе

Выходцам из Африки в холодном климате было несладко — для адаптации пришлось поменять внешность

11 мая 2023
ALFREDO RUIZ HUERGA / Alamy

О том, что наши предки, покинув Африку и достигнув территории современной Европы, скрещивались с обитавшими там неандертальцами, стало известно в последние 15 лет, когда был расшифрован неандертальский геном. Оказалось, что у современных людей европейского и азиатского происхождения в геноме присутствует от одного до четырех процентов неандертальских генов, и это наследство в значительной степени влияет на подверженность тем или иным болезням.

Однако, как установила международная команда ученых, неандертальская ДНК сказывается не только на нашем здоровье, но и на внешности — форму носа мы тоже унаследовали от неандертальцев. Авторы статьи, опубликованной в журнале Communications Biology, считают, что гораздо более длинный, чем у африканских предков, нос помог древним людям адаптироваться к холодному европейскому климату. За это нужно благодарить «неандертальский» вариант гена ATF3, отвечающий за высоту носа, то есть за расстояние между началом переносицы и его кончиком.

Высота носа у современного человека (коренного жителя Америки) — 50,2 мм, у неандертальца — 63,8 мм.
Communications Biology

Свои выводы исследователи сделали, сравнив генетические профили почти шести с половиной тысяч жителей Латинской Америки, имеющих европейское, африканское и местное происхождение, с фотографиями их лиц. Оказалось, что у обладателей «неандертальского» гена ATF3 высота носа больше, чем у остальных. Причем этот участок генома имеет явные признаки работы естественного отбора, то есть у тех, кто наследовал этот ген, было больше эволюционных преимуществ — им было легче выжить, чем другим людям, в неблагоприятных условиях окружающей среды.

Как удалось получить человеческую ДНК из оленьего зуба, найденного на Алтае, читайте здесь.