Вот теперь больно: микропластик добрался до органа, где его меньше всего ожидали найти

Частицы полимерных материалов обнаружили в 100% образцов

21 мая 2024Обсудить

Изображение создано нейросетью и носит иллюстративный характер.

Midjourney

В последнее время ученые обнаруживают микропластик в самых удивительных местах. Находили его на одной из вершин Пиренеев, в Марианской впадине, кораллах, пакетированном чае. А теперь микропластик обнаружили еще и в тестикулах. И это, как можно догадаться, не лучшие новости для мужчин.

С одной стороны, обнадеживает, что для своего исследования, результаты которого опубликованы в журнале Toxicological Sciences, ученые из Университета Нью-Мексико взяли всего 23 тестикулы. С другой, всякая надежда пропадает, когда узнаешь, что в каждом случае они обнаружили 12 типов микропластика.

Для начала исследователи работали с анонимной тканью из Управления медицинских расследований Нью-Мексико, которую коронеры собирают во время вскрытий и хранят в замороженном виде несколько лет для потенциальных судебно-медицинских целей. Но методы консервации, используемые для хранения человеческих тканей, не позволили команде подсчитать количество сохранившихся сперматозоидов. Тогда, чтобы восполнить пробел, в исследовании также были изучены ткани собак, которые показали, что объем микропластика напрямую влияет на снижение количества сперматозоидов.

Причем из всех 12 типов микропластика наиболее распространенным оказался полиэтилен — тот самый, что обычно используют в производстве пластиковых пакетов и бутылок. И средняя концентрация микропластика впечатляет: она составила 329,44 микрограмма на грамм ткани. Для сравнения, в недавних исследованиях, результаты которых были опубликованы в ноябре 2023 года, этот показатель составлял всего лишь десятки микрограммов на грамм.

Чтобы проанализировать все полученные образцы, ведущий автор исследования Сяочжун Джон Ю и его команда сначала химически растворили человеческие и собачьи ткани органических материалов, жиров и белков, оставив для изучения только примеси, такие, как микропластик. После этого образцы отправили в ультрацентрифугу, и в результате вращения получили отдельные гранулы пластика, которые затем можно было идентифицировать с помощью традиционных лабораторных методов, таких, как масс-спектрометрия.

Особенную обеспокоенность у авторов вызвало присутствие в материалах ПВХ-пластика — он может выделять много химических веществ, мешающих сперматогенезу, и содержит химические вещества, вызывающие эндокринные нарушения. А они, в свою очередь, приводят к проблемам с половыми и репродуктивными гормонами у людей.

Микропластик длиной менее пяти микрометров попадает в наш организм через пластиковую упаковку, некоторые продукты питания, водопроводную воду и даже воздух, которым мы дышим, и связан с раком и проблемами фертильности. Однако утверждать, что во всем виноват один только микропластик, ученые пока не торопятся. Да, у исследователей были данные о том, что за последние несколько десятилетий количество сперматозоидов сократилось на 59%. Но причины могут быть различными.

Несмотря на это, ученых изрядно впечатлил сам факт того, что микропластик может проникнуть в репродуктивную систему. Хотя это и не первый случай обнаружения вредных частичек в столь неожиданном месте нашего организма.