Даже там: назван еще один орган человека, куда пробрался микропластик

В организмах людей снова нашли мельчайшие частицы бутылок и пакетов

26 февраля 20242
Даже там: назван еще один орган человека, куда пробрался микропластик

Midjourney

Результаты множества недавних исследований показывают, что микропластик — частицы размером менее пяти микрометров — присутствует практически во всем, что мы едим и пьем, от мяса до воды. Поэтому нет ничего удивительного в том, что эти частицы накапливаются в тканях нашего организма. Новое исследование, проведенное американскими учеными, продемонстрировало, что частицы полимерных материалов содержатся даже в тканях человеческой плаценты.

Исследователи, статья которых опубликована в журнале Toxicological Sciences, обнаружили присутствие микропластика во всех 62 образцах плаценты, которые они изучили с помощью самых современных методов химического анализа. Концентрация частиц колебалась от 6,5 до 790 микрограммов на грамм плацентарной ткани.

Больше всего (54%) в плаценте оказалось полиэтилена, который используют для изготовления пластиковых пакетов и бутылок. Второе и третье место разделили поливинилхлорид (ПВХ) и нейлон (по 10% каждый), остальное пришлось на девять других типов полимерных материалов.

Микропластик начал захватывать мир еще с 1950-х годов, с началом все более широкого применения синтетических материалов, но тревогу по этому поводу забили сравнительно недавно. Частицы и волокна микропластика оказываются в окружающей среде при износе автомобильных шин и дорожного покрытия, при производстве пластмасс, при стирке синтетических тканей, со сточными водами, в которые попадают после использования чистящие средства, шампуни, гели для душа, зубная паста, косметика и так далее.

Еще один источник микропластика в окружающей среде — пакеты, бутылки, одноразовая посуда и другие пластиковые отходы, которые, оказываясь на свалках, постепенно разлагаются под действием ультрафиолетового излучения.

В итоге частицы микрополимеров находят в воздухе, грунтовых водах, арктических льдах, в растениях и в организмах животных.

Ученые пока не знают, какой именно эффект оказывает накопление микропластика на человеческий организм. Сам по себе пластик биологически инертен, то есть не вступает в химические реакции с веществами, присутствующими в организме. Однако размеры некоторых частиц измеряются нанометрами, то есть они настолько малы, что в потенциале способны проникать через клеточные мембраны в кровь.

Специалисты не исключают, что именно микропластик виноват в увеличении случаев воспалительных, аутоиммунных и некоторых типов онкологических заболеваний в мире.

Сколько частиц микропластика попадает в еду из-за крошечной трещины на сковороде, читайте здесь.